— Посмотри, Леша, ведь они не женщины… это же мужчины с сисками…
Примерно так и началось наше путешествие по выставке голландцев в прошедшую пятницу.
Да, я не поклонница Рубенса, от просмотра Белого зала меня начало подташнивать и манить направо в Пергамский зал Пушкинского музея. Там моя богиня Победа — прекрасная, летящая, бесбашенная Ника — самая красивая женщина из всех греческих прекрасных богинь. Там Венера, теряющая руки и тунику, но дарящая взорам прекрасное женское тело, даже в гипсе неописуемо прекрасное. Я даже была готова повернуть налево и смотреть не столь совершенную раннюю элинскую скульптуру, только бы не эти телеса, плоть, похоть, жратва. К сожалению, с выставки так просто не уйдешь, да и Брейгель маячил на горизонте, пошли смотреть дальше. Оставшееся время до закрытия музея, я бегала по музею и искала «мимикрию» — вот это мне понравилось, особенно закрученная Пьета.
Я ее очень люблю, в Ватикане торчала около нее минут тридцать, я даже на фотографии готова на нее любоваться часами. Но такая, в движении, она тоже бесподобная. Юная, улетающая, головокружительная.
Лешка в это время сидел в Итальянском дворике, размышляя о голландцах. А может, он просто отдыхал, или просто сидел в тишине. Мы в Пушкинском столько времени провели, что это наша маленькая, домашняя Европа.
Так вот, про голландцев. Про неидеальное. Ведь древние греки, как собственно и настоящие не все прекрасные аполлоны и венеры. Рубенс, как неидеалист был прав. Люди неидеальны. Картины Рубенса не соблазняют и не покрыты вуалью идеального. Я могу сколько угодно шутить про «Гимн целлюлиту» и отворачиваться от даров моря. Это реальный мир. Это реализм. XVII век голландской живописи, когда в России существовала только иконопись и лубок, показывал людям реальный мир. И это протестантство. Католическая церковь, всячески прятавшая плоть и все что с ней связана не имела здесь власти.
И про одежду. Мария Магдалина, которой явился Христос
Это Мария Магдалина 17 века. Присутствие Христа, переживание Библии здесь и сейчас — вот что означает это картина. Это уже Лешкина интерпретация. И это протестантский взгляд на Библию. Ежедневное переживание воскресения, нагорной проповеди… присутствие Христа, света Божьего в каждом человеке.
Соблазняет там только один портрет. Вот этот.
Собственно, у него я и простояла большую часть времени.
Но надо же вернуться, посмотреть на все как протестантка 17 века.
Акселератки ! )
НравитсяНравится
Они не просто большие, они еще и мужеподобные. Тут одной акселерации мало ))
НравитсяНравится
Есть у меня одна знакомая любительница ножей с пасталетами. Из той же оперы ))
НравитсяНравится
Ох, Костя. Ох уж мне эти твои знакомые с пасталетами! ))))
НравитсяНравится
Да, попадаются. ) Очень тяжёлые дамы я тебе скажу. ))
НравитсяНравится
Не поднимай их! )))
НравитсяНравится
:)))))
НравитсяНравится
Ну у Лихтенштейнов Рубенс плохой. Наш в Эрмитаже гораздо лучше. А вот Снайцдерс, Йорданс и Брейгели там хороши. Хотя в общем то не из шедевров собрание состоит. Я тоже разочаровалась, потому как трубили — лучшее собрание, никто не видел, закрыто для свободного посещения… Я бы тоже закрыла в Вене в королевском музее одни шедевры фламандцев, на этом фоне собрание Лихтенштейнов гаснет. Но я была в ГМИИ когда в соседних залах были итальянцы 15-16 веков из Бергамо — вот это было сильно. После них я просто пробежалась по фламандцам и ушла в восхищении от итальянцев:))
НравитсяНравится
Итальянцев мы не застали, только гравюры Хогарта. Но Леха красивости не любит, он как раз нашел на выставке пищу для размышлений о протестантстве, Голландии, 17 веке. Мне показалось, что пища жирновата, но все равно решили вернуться.
НравитсяНравится
У Итальянцев ему было бы больше пищи для мозгов. Это же 15-16 век. Про них нельзя сказать, что они красивы — это просто культурный шок. Тем более, что их один раз вывезли показать, а потом езжай в Бергамо в академию Каррары и смотри. У нас этого периода в музеях почти нет.
НравитсяНравится
Да, эту выставку мы пролопушили (( У нас свободный день для всяких походов — понедельник, но музеям это не удобно. Поэтому случаются нестыковки.
НравитсяНравится
Да, музеям надо бы состыковать свое расписание с вашим.:)
НравитсяНравится
Я тоже так думаю, а вот они что-то медлят )))
НравитсяНравится
Согласна со всеми! От Рубенса тоже постаралась уйти побыстрее к Ван Дейку. И очень понравились итальянцы! Морони и сейчас висит рядышком на штативе лампы (магнитные закладки). А его очаровательная «Девочка…» поглядывает на меня с книжной полки.
НравитсяНравится
Девочка завораживающая. Мы, к сожалению, в магазин уже не успели. Тоже хороший повод вернуться ))
НравитсяНравится
Если не будет чего то в лавке основного здания, можно зайти еще в флигель дома Голицыных. Там тоже лавка, и в тот момент когда я была на выставке. в ней ассортимент был лучше.
НравитсяНравится
О, здорово! Этим надо воспользоваться )) Спасибо.
НравитсяНравится
Не Ван Дейк у лихтенштейнов тоже средний. Там Йорданс и Снайдерс были потрясающие.
НравитсяНравится
Вам виднее, я с точки зрения дилетанта и обывателя. Хотя Снайдерс тоже впечатлил.
НравитсяНравится
Интересно, где Рубенс взял натурщиц-железнодорожниц? Железных дорог-то ещё не было.
НравитсяНравится
Откормил в своем коллективе.
НравитсяНравится
Такое ощущение, что людей худых он просто не замечал.
НравитсяНравится
Может, их не было… Или их всегда заслоняли люди побольше, только вот начнешь приглядываться, а тут раз и уже не видишь, соседка фрау Альберта влезла и уже больше ничего не видишь, одни пышные, белые руки.
НравитсяНравится
просто несексуализированное женское тело вызывает тревогу. Женщина не-как-объект-потребления это очень интересный взгляд для того времени, да и для нашего, пожалуй.
НравитсяНравится
я увидела там потребление, я не увидела там обожествления, идеализации, одна похоть
НравитсяНравится
нет там похоти, от этого и неприятие. Взгляд на плоть, как на плоть, смертную и живую, но не потребляемую. Поэтому нет и идеализации, нет необходимости маскировать функциональность
НравитсяНравится
Глядя на Снайдерса, вспоминаются кадры приготовления обеда в фильме «Девушка с жемчужной серьгой». Все также «с аппетитом» показано.
НравитсяНравится
Да, очень фламандский фильм. Они, наверное, были под большим впечатлением от фламандской живописи.
НравитсяНравится
Девчонка мусора http://vk.com/wall-51796640_4413
НравитсяНравится
Зиночка, мне показалось, что вы немного путаете голландцев и фламандцев… Тех, кто приходит в наш музей (Rijksmuseum) любоваться на развесистые телеса и горы румяных фруктов, я вынуждена разочаровывать и объяснять особенности живописи голландцев и ее отличие от живописи фламандской.«У голландских художников почти не было ни воображения, ни фантазии, но бездна вкуса и знания композиции» — это Ван Гог. Если пойдете еще раз, то можно сразу в отдел голландской живописи, на постоянную экспозицию 🙂 а потом на выставку для сравнения?
НравитсяНравится
К сожалению, да, путаю. Тем более, что ужасный гугл и на то и на другое выдает одно и то же. Хотя постоянная экспозиция Пушкинского этого времени и страны, действительно, сильно отличается от выставки.
НравитсяНравится
Ох, гугл в этом плане действительно ужасен..Собрание голландцев в Пушкинском — это, конечно не Эрмитаж, но и там много известных имен, начиная с Рембрандта. Периоды и направления представлены неравномерно. По количеству больше картин середины и второй половины 17го века, картин начала века меньше, но они отличаются высоким качеством. Нет Вермеера, зато есть Де Хоох..Много пейзажей и моих любимых натюрмортов. Эх жалко вас с Ириной не было на моей августовской лекции! А на выставке порадовал Брейгель, конечно, и у портрета ребенка Питера Пауля мы с мамой и дочкой тоже постояли подольше 🙂 О голландской живописи хорошо писал Петр Вайль, в «Гении места». Глава «Портрет кирпича». Заканчиваю занудствовать, вешаю ссылочку — там и Вайль, и картинки. Жду в гости! http://avtoturistu.ru/blog/otchety/7757.html
НравитсяНравится
Алена, спасибо большое. Все это очень интересно, и надо нам с Ирой к выбраться на лекцию.
НравитсяНравится