До меня тут дошло, что я знаю факт, но не могу его объяснить…
Вот скажите мне, что произошло у нас в стране в 1834, потом в 1844 году. Почему именно в это время старые дворянские усадьбы стали покупать и устраивать в них организации. Все-таки обер-полицмейстера пораньше в дом Кологривовых поселили. Но все равно тенденцию или феномена (как правильно назвать) я объяснить не могу.
А примеров много.
мой любимый дом Кологривовых
стал домом обер-полицмейстера в 1834 году
усадьба Остермана
была куплена в 1834 и стала Духовной семинарией в 1844
Усадьба Устиновых
Становится Казенной палатой в 1845
Софийская больница в доме Протковой
Тоже что-то около того въехала. Сейчас вот так сходу не назову еще, но уверена, что есть.
Так вот, вопрос «Чей-то?»
Полагаю, просто совпадение. Усадьба Остермана, например, простояла после пожара 1812 г. без ремонта. Тут покупатель подвернулся, вот и продали.
НравитсяНравится
Совпадение? Я была уверена, что это какая-то «политика партии» (
НравитсяНравится
Не не, усадьба Остермана продавалась с 1812 года. Сам Остерман-Толстой с 1826 г уехал за границу. У него был дом на Английской набережной еще в Питере, ему Московский дом не нужен был ваще. Понимаешь, когда прямых наследников не было, проще было продать владение и деньги поделить. А Проткова гораздо позже дом продала больнице. Вот после 1861 года, там да совсем беда была после эмансипации. Это хорошо Никифоров описал. Он так и говорил обнищание дворянства и они или продают свои большие московские усадьбы или строят доходные дома.
НравитсяНравится
Никифоров? А как книжка называется? ))
НравитсяНравится
Я у себя про нее писала Зина:))) http://il-ducess.livejournal.com/362253.html около ГМИИ есть теперь хорошенький магазин от Исторички, там есть вот эта книга http://www.shpl.ru/publishing_shpl/directory_publishers/memoirs/moskva_v_carstvovanie_imperatora_aleksandra_ii_vospominaniya_s_illyustraciyami_sobytij_togo_vremeni_i_portretami_deyatelej_carst/ и репринтное издание еще одно.
НравитсяНравится
Ох, отстала я от жизни ((
НравитсяНравится
Ох придется мне по три экземпляра всего покупать:)
НравитсяНравится
У Устиновых там тоже была беда с наследством. Они вообще не москвичи, у них бизнес там в провинции… дом чинить надо, содержать… Талызины еще ближе к Кремлю поселились в новом доме… течение жизни, что тут сделаешь:)
НравитсяНравится
У Устиновых там вообще жесть и путаница. Я, честно говоря, попробовала там разобраться и запуталась: жены, дети, чьи они…? )) Там получается, что он второй раз женился чуть ли не сразу, и сын последний непонятно чей. У него траура что ли не было? Но вряд ли у них денег не было. В Питере то они не хилый дом имели.
НравитсяНравится
Предположу, что была таки спланированная политика выкупа государством разорившихся дворянских гнёзд под общественные здания. Дворянство теряло экономическую почву под собой. Государство подбирало. Пока само не пришло в негодность (1855).
НравитсяНравится
Это, да, вполне вероятно.
НравитсяНравится
Ты Никифорова то почитай, там все это написано:)))
НравитсяНравится
И тогда они стали строить доходные дома ))
НравитсяНравится
Я точно не подскажу, но вспоминая «Мертвые души» Гоголя и пушкинские «Повести Белкина», что-то чудится, что в это время получала распространение практика залога недвижимости в Опекунский Совет. И возможно, и реализация через них убыточной недвижимости под государственные и земские нужды?
НравитсяНравится
А может, они ее закладывали, закладывали, а потом их выкупило государство, потому что какие-то сроки прошли…
НравитсяНравится
Вполне возможно. )
НравитсяНравится
Многим дворянам после войны 1812 года не хватало средств, чтобы содержать прежние имения и усадьбы, как заголродные, так и городские. Я это по пушкинскому окружению понял.
НравитсяНравится
Спасибо)) да, наверное, так и было. Причем это и сгоревшие усадьбы, и заново отстроенные… Капитализм наступал.
НравитсяНравится
В корень зрите!
НравитсяНравится