Я поняла, чего не хватает фильмам и книгам 1930-х, 40-х. Им не хватает Достоевского. Горький как «убил» Достоевского на первом съезде писателей, как его перестали печатать, а «совесть, жалость, вина» у нас стало «достоевщиной», так вот у нас и пошло — «слошные взвейтесь, да развейтесь» (с). Или начнут вроде задумываться, а потом сразу опять снижается градус и все это обесценивается. Как в фильме «Когда деревья были большие». Очень я этот фильм люблю. Я вообще советские фильмы люблю, и именно за то, что там почти нет Достоевского. Так тяжело думать обо всем этом достоевском, так без него легко.
Только вот сам Горький своего «Клима Самгина» без Достоевского бы никогда не написал.
Тимур и его команда, Горячие денечки с Окуневской, даже Новая Москва, в этих фильмах, если следить кроме сюжета за настроением и игрой, не то что Достоевский, даже Кафка присутствует. Просто ушла открытая истерика Достоевского, все в какие-то скрытые формы перешло.
НравитсяНравится
но картинка то параноидная — молодец Тимур и воплощение зла Квакин. Паранойя упрощает.
НравитсяНравится
А Достоевский — параноик?
НравитсяНравится
нет, наоборот, убираем «достоевщину» получаем паранойю. Паранойя — это упрощение под видом усложнения.
НравитсяНравится
Ааа, вон ты в каком разрезе.
НравитсяНравится
Не понял… Вообще-то имею ввиду совсем другое. Само отсутствие отцов, войны еще нет и куда потом они(отцы) деваются. Ужас-то весь там, в страшной недоговоренности, а не в в Квакине. И еще страшнее «Дым в лесу» Гайдара. Все боятся чего-то, но никто не знает чего, точнее метафоры времени трудно придумать.
НравитсяНравится
Все-таки я не вижу у Гайдара Достоевского. Нет там мятущихся душ, нет болезненного поиска истины, без которой жить нельзя. Сложной психики нет: плохие — хорошие, черное-белое.
НравитсяНравится
Зато есть неподдельный ужас. Тот же Дым в лесу или Судьба барабанщика. Есть боль за близких, которые не известно где (мне в этом видятся сталинские лагеря, а не предощущение еще не начавшейся войны). Думаю, это тоже стереотипы про Гайдара, как впрочем, и про Достоевского. Сейчас Гайдар мне кажется глубже нашей «главной совести» Достоевского. Но это исключительно мое сегодняшнее видение.
НравитсяНравится
А вроде была какая-то история, как Горький в руководимом им издательстве напечатал в 30-е годы «Бесов» — а тогдашняя критика в лице Давида Заславского в довольно грубой форме ему «дала по рукам»… Или я что-то путаю?
НравитсяНравится
Вот не буду врать, не знаю. Но Горький никогда Достоевского не любил.
НравитсяНравится
Ну, наш старина Пешков всегда имел своеобразный вкус. Он, к примеру, и Врубедя не любил, и ещё много кого. ))
НравитсяНравится
это что ж, у достоевского патент на совесть,жалость, вину? несогласный я..
НравитсяНравится
Ну, патента ему, ясное дело, никто не выдавал. Но вот страдать Горький не велел. «Страдание — позор мира, и надобно его ненавидеть для того, чтоб истребить!» Так прям на первом съезде и сказал.
НравитсяНравится
офф: Зина, Вы реально верите в халяву? Пост про айфоны бродит по жж давно. И просьба, делайте пожалуйста перепосты через кнопку жж («плюсик»). http://mvm.livejournal.com/817788.html Мне жаль было бы удалить Вас из френдов, но мне не нужны случайные люди во ленте друзей с чьей бы то ни было подачи.
НравитсяНравится
Валя, я очень ценю Вашу дружбу и не хотела бы ее потерять. Я не верю в халяву, тем более, что ни разу ничего на халяву не получала и даже не выигрывала в лотерею, даже рубль 🙂
НравитсяНравится
Друзья по счастью ))
НравитсяНравится