Иногда читаешь какую-нибудь старую статью, и как вспышка фотоаппарата — раз и так ясно видишь какой-то кусочек из прошлого. Живой, объемный, яркий. А потом опять гаснет свет и темнота…
В 1920 году литературный кружок «Звено», был и такой, под руководством В.Львова-Рогачевского (которого потом обвинили в меньшевизме и забыли). Так вот кружок этот организовал цикл литературных диспутов «Литература будущего». Конечно, все поэты откликнулись (они же не Луначарский, который на подобные приглашения отвечает: «Ах нет, я не приду, не напишу, не буду участвовать, пускай читатель сам разбирается, что вечное, а что ерунда»). Собрались все и футуристы, и пролетарские поэты, и символисты, и имажинисты, и суриковцы (московский кружок поэтов из крестьян и ремесленников). Суриковцы существовали с 1882 года.
Первый диспут — о символизме. И вот читаем «Вестник литературы» (даже до Питера докатилась эхо московских развлечений):
«Только имажинисты и суриковцы упорно отрицали значение символизма и свое родство с ним. Имажинисты устами своего enfant terrible’a Анатолия Мариенгофа, небезызвестного автора стихотворного сборника «Копытами в небо», заявляли, что поэзию символистов нельзя назвать даже поэзией.»
Ну классно же! И написано классно. Наверное, потому что это литературная газета. Читать одно удовольствие. И прямо видишь эту эстраду, слышишь шум голосов, свистки, аплодисменты, как появляется на эстраде высокий, худой Мариенгоф (жена всегда звала его Длинный). Черные волосы с четким пробором — волосок к волоску, смеющиеся лукавые глаза. И все — символизму поставлен приговор. Вот все взбеленились-то в зале. Одни только суриковцы и поддержали. Чудно, арлекины и крестьяне объединились против символистов. Небось, Шершеневич своим прекрасным бархатным голосом тоже что-то кричал. А Львов-Рогачевский только за голову хватался — разве так можно. На вечере был Бальмонт. Этакий принц…
1920-й, еще пока можно вот так кричать и выносить приговоры друг другу. Еще не вмешались настоящие приговорщики, только приглядываются, примериваются, наблюдают…
Зина,может быть мы таки дождёмся Вашей книжки?:) Какое-то у Вас занимательное литературоведение-каждая заметка-маленькая глава=)
НравитсяНравится
Не знаю :))) А может, у меня вот такая виртуальная книжка! :)))
НравитсяНравится
Эх,это да,конечно!)) Просто материальные они-то приятнее)
НравитсяНравится
Мне тоже нравятся материальные 🙂 Придется ЖЖ распечатывать :)))
НравитсяНравится
«Копытами в небо»???
НравитсяНравится
Да. Это точно так называлось, потому что мне вчера два раза попалось в разных статьях, пока я газеты листала.
НравитсяНравится
«Копытами в небо» — это статья, точнее письмо в редакцию. Ломов А. [Оппоков Г. И.] «Копытами в небо» (Письмо в редакцию). — Газ. «Правда», М., 1920, 6 февр., № 26
НравитсяНравится
Возможно, ошибся автор «Письма из Москвы». Их обычно для Вестника Литературы Олег Волжанин писал. Точно не было сборника?
НравитсяНравится
Первый раз слышу о такой книге. 1) В сборнике «Стихи разных лет. 1918-1962», который Мариенгоф самолично готовил к изданию, нет. Всё есть: из «Яви», из «Разочарования» и пр. А этой нет. 2) На своих книгах имажинисты обычно писали, что готовится к выпуску. Правильно? Так вот, среди этих книг, готовящихся к выпуску, «Копытами в небо» не имеется. Скорее всего это ошибка, но я поспрашиваю ещё у мариенгофоведов. p.s. вот у этих питерских ребят есть два репринта Шершеневича http://isvoe.ru/ p.p.s. 31-го буду в Питере и загляну к ним, дабы пообщаться о репринтах «Гостиницы» и Мариенгофа.
НравитсяНравится
Могли ошибиться. Мариенгоф в Москве что-то издавал, поэтому в Питере как в игре «испорченный телефон» все могло искажаться. Но спросить стоит, на всякий случай 🙂
НравитсяНравится
🙂 А над сборником статей Вы всё-таки подумайте. Всё это крайне занимательно.
НравитсяНравится
Я думаю 🙂
НравитсяНравится
Да ты подумай над книжкой. надо же сделать наглядную картинку литературной жизни начала 20 века. Вон Таня с кино, я с историей, ты с литературой:)))
НравитсяНравится
вот как ты здорово все распределила! А я думала, куда между вами втиснуться :))))
НравитсяНравится
спокойно проходишь — ты же тонкая, стройная:)))
НравитсяНравится
Пишу сюда, а то потеряю. Перечитала статью, там точно сборник стихов написано. Автор статьи Литературный Нестор. Но, скорее всего, это все тот же Осип Волжанин, который пишет все Письма из Москвы для Вестника Литературы. А вот еще одна статья Литературного Нестора. «Среди книг и авторов» № 4-5 1920 стр.17 «Издательством «Див», вокруг которого сгруппировались преимущественно поэты-имажинисты отчасти выпущены, отчасти в скором времени выпущены будут следующие книги Анатолия Мариенгофа: «Копытами в небо», «Гардероб», «Трилогия», «Магдалина». Тут не сказано, что это сборник стихов.
НравитсяНравится
Хорошо, вполне возможно, что «Копытами в небо», «Гардероб» и «Трилогия» — это нереализованные проекты книг. В «Фиговом листочке» так же значится — «Гардероб сердца», но вышла «Витрина сердца».
НравитсяНравится
Вполне возможно, но тогда непонятно, почему в другой статье говорят о ней, как о «небезызвестной». Или со статьей все-таки перепутали?
НравитсяНравится
«Письмо из Москвы» — «Вестник литературы», 1920, № 4-5.
НравитсяНравится