Держите марку военного флота… (c)


1910

После революции и переезда советского правительства в Москву «Лоскутная» гостиница стала «чем-то вроде общежития Комиссариата по морским делам». В вестибюле — пулемет «максим», на лестницах — вооруженные матросы.
В это время в ней жила Лариса Михайловна Рейснер: «в комнате Ларисы — полевой телефон, телеграфный аппарат «прямого провода», на столе — черствый пайковый хлеб и браунинг. Соседом по комнате был знаменитый матрос Железняков. Тот самый, который сказал: «Караул устал!» и разогнал Учредительное собрание».

Лариса Михайловна Рейснер – комиссар Балтфлота. До революции Лариса Михайловна была членом петербургского «Кружка поэтов», членами которого были Лев Никулин, Осип Мандельштам и Всеволод Рождественский. Она писала стихи под псевдонимом «Лео Ринус», и ее драма «Атлантида» была опубликована в альманахе «Шиповник» 1913 года издания. Историей литературы с ней занимался Леонид Андреев, ее любовником был Николай Гумилев.

После революции 1917 года, она выходит замуж за замнаркома по морским делам Федора Раскольникова.

«Пружина, заложенная в жизнь этой счастливо одаренной женщины, разворачивалась просторно и красиво… Из петербургских литературно-научных салонов — на объятые огнем и смертью низовья Волги, потом на Красный флот, потом — через среднеазиатские пустыни — в глухие дебри Афганистана, оттуда — на баррикады Гамбурского восстания, оттуда — в угольные шахты, на нефтяные промыслы, на все вершины, во все стремнины и закоулки мира, где клокочет стихия борьбы, — вперед, вперед, вровень с революционным локомотивом несся горячий неукротимый скакун ее жизни», — писал о ней Михаил Кольцов .

Заставший Ларису в номере «Лоскутной» Лев Никулин, становится свидетелем ее телефонного разговора:
— Мы расстреливаем и будем расстреливать контрреволюционеров! Будем! Британские подводные лодки атакуют наши эсминцы, на Волге начались военные действия… Гражданская война. Это было неизбежно. Страшнее — голод…

Вот она – Комиссар из пьесы В.Вишневского «Оптимистическая трагедия» — красивая, сильная, решительная женщина. Именно она была на борту крейсера «Аврора» в тот вечер 25 октября 1917 года.

«К напряженно молчащей толпе мужчин откуда-то подходит женщина. Её появление кажется странным, невозможным, нарушающим давние понятия. Кажется, что от первых же вопросов, заданных грубыми голосами, с этой женщиной произойдёт что-то непоправимое», — так впервые в пьесе зритель видит женщину-комиссара. А дальше действительно случается непоправимое. На первый же грубый вопрос: «Ты к кому ехала, а?» в ответ летит «пуля комиссарского револьвера». И опять вспоминаются слова, сказанные Рейснер в Лоскутной: «Гражданская война. Это было неизбежно.»

Была там какая-то история с неодетым Троцким, и вроде бы как Раскольников вошел… Неважно. Из Кронштада его уволили после мятежа. А после этого был Афганистан, и эмир был покорен ее красотой.

Не удалось Ларисе Михайловне Рейснер повторить судьбу своей героини из «Оптимистической трагедии». Она умерла от брюшного тифа, когда ей едва исполнилось тридцать лет. Эклеров, знаете ли, наелась…

Это было уже в Москве, она ушла от Райскольникова и стала любовницей Карла Радека, а потом… умерла.

«Комиссар мертва. Полк головы обнажил. Матросы стоят в подъёме своих нервов и сил — мужественные. Солнце отражается в глазах. Сверкают золотые имена кораблей. Всё живёт. Пыль сверкает на утреннем солнце. Восторг поднимается в груди при виде мира, рождающего людей, плюющих в лицо застарелой лжи о страхе смерти». (Оптимистическая трагедия)


Алиса Коонен в роли Комиссара

Играла ли тогда гармонь «мотив незабвенного 1905 года» или играл оркестр. Не дожила она до страшного 1937, осталась комиссаром. Может быть, это и ответ на вопрос Михаила Кольцова: «Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?».

А ведь у Бориса Пастернака героиню из «Доктора Живаго» тоже не спроста зовут Лариса… и Блок ее любил…

Бреди же в глубь преданья, героиня.
Нет, этот путь не утомит ступни.
Ширяй, как высь, над мыслями моими:
Им хорошо в твоей большой тени.

Это Пастернак

Автор: madiken

Москва-Старица и немного Валенсии

Держите марку военного флота… (c): 22 комментария

  1. «Не было ни одного мужчины, который бы прошёл мимо, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мною установленная,- врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе». В. Л. Андреев (сын писателя Леонида Андреева)

    Нравится

    1. Да, они дружили с юности. «Она двигалась бесшумно и плавно, и все в ней — незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу», — это Лара из «Доктора Живаго».

      Нравится

      1. Интересно, а дружила ли Лариса с Александрой Коллонтай? Их, по-моему, весьма объединяет теория и практика «стакана воды»…

        Нравится

      2. Скорее всего нет, не дружила. Ведь Федор Раскольников был влюблен в Коллонтай, а Ларисе Михайловне пришлось немало сил приложить, чтобы выйти за него замуж.

        Нравится

  2. Sehr romantisch. Но только умоляю — не надо залпа «Авроры»! Потому что не было никакого залпа, а был одиночный холостой выстрел из 6-дюймового бакового орудия. Вот фильм такой был — «Залп Авроры» (1965), и даже с приличными актерами, а залпа не было. О чем, собственно, сами матросы крейсера писали в «Правду» еще 27 окт. 1917 — мол, буржуазная пропаганда утверждает, что мы обстреляли дворец и повредили исторические ценности, а на самом-то деле дали один холостой выстрел, «обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности.»

    Нравится

      1. А даже если бы слиняла ее бы как Раскольникова и там бы нашли.

        Нравится

  3. Как они вовремя умирали — что Арманд, что Рейснер:))) Я как то наткнулась на письма Рейснер к Ахматовой и, хоть она была любовницей Гумилева уже после их расставания, я поразилась поэтичностью и тем благоговением с которым она к Ахматовой относилась. Спасибо Зина за чудесный пост.

    Нравится

    1. Пожалуйста 🙂 Знаешь, к Ахматовой все как-то благоговейно относились. И Одоевцева, и вторая жена Гумилева, и даже жена Пунина. Ахматова одна, и она сама по себе 🙂

      Нравится

  4. Спасибо! После чтения разных воспоминаний сложилось какое то неприятное отношение к ней. Действительно КРАСАВИЦА и ЧУДОВИЩЕ! Можно всех понять и влюбленных и сбежавших (Гумилев). А Ахматова всегда умела держать дистанцию!

    Нравится

    1. Наверное, она и была Красавица и Чудовище. Тогда в политике все чудовищами были, вон сколько крови пролили. Люди без совести. Но и не без человеческих качеств. Она вот Шкловского спасла, за ним ГПУ охотилось как за левым эсером, так он сначала у Ябосона прятался потом у нее, и она ему бумагу у Троцкого выправила, охранную. Хорошее дело сделала.

      Нравится

      1. Я недавно прочитала у Романа Якобсона. Была удивлена, встретив там имя этой дамы, да еще в такой интересной истории 🙂

        Нравится

      2. Роман Якобсон, Будетлянин науки. Воспоминания, письма, статьи, стихи, проза

        Нравится

  5. ;О таком наплевательстве на взрослые наши святыни помню я еще одну историю,поэт Сергей Давыдов нам ее как то в Питере рассказал.Однажды в нежном возрасте привезли они свою дочь в Комарово и стояли на лужайке-гуляли.Подошла к ним шедшая к кому-то в гости Анна Андреевна Ахматова,пожаловалась вскользь на кашель и насморк по осенней погоде,а маленькую дочь их — наклонилась и поцеловала.А уже по детскому саду знала многоопытная дочь,что простудой можно запросто заразить человека,и тогда прости-прощай прекрасные прогулки по свежему дачному воздуху.И к ужасу родителей воскликнула крошка гневно: -Ты зачем меня поцеловала,сопливая старуха? Тут ее поволокли,конечно,в дом,надавали шлепков и в угол поставили,обьясняя попутно,как все любят и почитают Анн Ахматову…Но через час решили,что повоспитали достаточно и отпустили снова гулять.И, как назло, возвращаясь домой,появилась величественная Анна Андреевна.Решив наладить отношения,бедняга-дочь ей громко закричала: -Анна Лохматова,я тебя прощаю! И девку снова потащили на правеж.

    Нравится

    1. :))) Хорошо, что на месте Ахматовой не была Лариса Рейснер. Дело могло бы принять другой оборот :)))

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s