Мысли с книжкой в руках

Наверное, каждый мало-мальски сведующий в истории русский мужчина ждет, что его жена поедет за ним в сибирскую ссылку, как те десять жен декабристов, а каждый мало-мальски начитанный — что его возлюбленная пойдет к Сатане на бал только бы выцепить любимого из тюрьмы и сумасшедшего дома. Мало того, ведь женщины тоже от себя этого ждут и спрашивают в глубине души: «Поеду?», «Пойду?» и если нет, то и заваривать кашу с любовью и замужеством не стоит. Мы не можем простить Наталье Гончаровой флирта с Дантесом, забывая о ее преданной супружеской жизни, четверых детях и морошку перед смертью. Мы ненавидим Лилю Брик, как же не уберегла, измотала, предала, забывая, что то, что мы вообще знаем о Маяковском сейчас, это благодаря ей. Она добилась издания стихов, признания, памятника. Да, в конце концов Маяковский ее любил, и любил такую, и Брика любил. Но на Брика никто не злится. Горький Некрасов добавил к тяжелой женской участи еще и заходы в горящие избы, и остановку скачущих коней, но это уже не связано с любовью, это просто бонус к Сибири и Сатане. При этом женский идеал — это все-таки хрупкая Наташа Ростова, ни в коем случае не повзрослевшая и пеленками не размахивающая.

Автор: madiken

Москва-Старица и немного Валенсии

Мысли с книжкой в руках: 56 комментариев

    1. Ах да. У меня так ясно перед глазами стоит бабушка Алеши Пешкова, которая воплотила эту мечту в жизнь, что я забыла первоисточник!

      Нравится

  1. Июн, 2012 07:28 (UTC) Да, с Горьким ты погорячилась. Он говорил о чувствах матери, не жены. Ну так какой же вывод мы сделаем из всего сказанного? P.s.: с идеалом в виде Наташи Ростовой лично — не согласен. Мне нравятся женщины, которые умеют грубо шутить про половые органы.

    Нравится

    1. ой… я не умею 😦 А вот бабушка Алеши Пешкова, наверное, умела. Она-то меня и сбила с понтолыку, когда я про избы и коней писала…

      Нравится

      1. Не умеешь — не надо 🙂 А то некоторые не умеют, но пытаются. Теперь по сути. «Наверное, каждый мало-мальски сведующий в истории русский мужчина ждет, что его жена поедет за ним в сибирскую ссылку» То ли я недостаточно русский, то ли совсем уж несведущий… В общем, нельзя сказать, что вот так уж сижу и жду. Вообще не жду. Такого ждать — только беду кликать 🙂

        Нравится

    2. :))) Кстати, я часто слышу, что образ Наташи идеализирован именно женщинами, мужчинам он неинтересен. Что, в общем, понятно. А кто тогда круче, Элен?

      Нравится

      1. В этом и различие. Мы хотим быть Наташами, а ожидаются Маргариты :)) Думаешь, мужчинам нравится Элен? Честно говоря, не слышала об этом. Но у Толстого все молодые женщины жертвы, тут крутых не найдешь.

        Нравится

      2. да, да, это женская идея-быть наташей. И неправдоподобная идеализация толстой матрёны с пеленками как образца женского счастья. Про Элен не знаю, а про то, что Наташа-неинтересна, слышала много раз. Женщины запоминают сцену первого бала, а мужчины-толстую с пеленками:)))

        Нравится

      3. Элен не круче. В «Войне и мире» вообще нет крутых женщин. Сказалось, видимо, мировоззрение автора. Вот Маргарита — эта да, крутая. И жертвой не выглядит. Просто женщина в борьбе за счастье.

        Нравится

      4. конечно, маргарита именно та сильная женщина, которых не было до этого в русской литературе

        Нравится

  2. Про Наташу Ростову можно кучу теорий подвести. Видимо, она — это напоминание о самой первой любви, чистой и светлой. Такая ностальгия по собственной ранней юности.

    Нравится

    1. Да, наверное. Светлая и чистая юность, когда еще проблемы и выбор не омрачают путь. Но, скорее всего, если бы роман был про декабристов, как и задумывался, Наташа бы в Сибирь поехала 🙂

      Нравится

  3. Горький с горящими избами все таки режет глаз:) А Некрасов обижается. А по поводу женской любви…ты считаешь, чо она должна быть именно жертвенной? Я часто потрясаюсь избирательности общественного мнения: муж, если изменил-почти молодец, мужик, женщина-шлюха. Или как у Захарова говорит бесподобная Чурикова «при разводе мужчину называют свободным, а женщину-брошенной!»

    Нравится

    1. Исправила уже 🙂 Я не говорю, что должно быть, я говорю об ожидании, а уж какая она должна быть, это каждый по себе выбирает. И измены тут ни при чем. Маргарита изменяет мужу, но это не образ шлюхи.

      Нравится

      1. В этом Ми М стоит особняком, как, впрочем, по много чему. Ведь Булгаков и дьявола показывает хорошим.

        Нравится

  4. Мне кажется, что Толстой ненавидит женщин. Женские образы выписаны с такой жестокостью и презрением, что понятно, что Наташа Ростова ему нарвится в качестве фетиша, ее можно наполнять своей фантазией, она лишена собственных интересов, так, функция взятая от мужчины. А про ожидание жертвы от женщины у нас, русских, я с тобой согласен. У нас каое-то людоедское отношение к жене, иди за мной в Сибирь, даже если не любишь меня. Но поделать с этим ничего не получается, таков уж культурный код.

    Нравится

    1. думаешь, это код? или все таки воспитание, которое можно изменить? Вот хорваты мои любимые, очень домостроевский народ. До сих пор в деревнях женщины прав практически не имеют, а наследство, даже в горродах, остается только сыну, девки не в счет. Но это же меняется. Среди студенческой молодежи достаточно быстро. У нас беда не столько в домострое, сколько в той пропитанной жертвенностью русской литературе, но и этот настрой можно изменить. В конце концов, можно взять за эталон не декабристок, а рыцарскую жертвенность во имя прекрасной дамы! 🙂

      Нравится

      1. Не согласна про воспитание. Никто у нас девчонкам не говорит, что они должны быть жертвами, это как раз чтение и образование российское наводит на такие мысли: Сонечки, Маргариты, княжны Мери всех романов. Получается, что это все-таки код. Надо русскую литературу перестать преподавать, ну или чем-то ее разбавить. Но уж точно не Илиадой, там женщин вообще туда-сюда как вещи передают. Тут хотя бы свобода выбора и любовь присутствует.

        Нравится

      2. в воспитание в этом контексте я вклюячаю образование, конечно же. да, русскую депрессивную классику надо разбавлять Скарлетт, и ей подобными для сбалансированности

        Нравится

      3. Мне кажется, Скарлет поломала гораздо больше жизней, чем та же Сонечка Мармеладова — и в романе, и как пример для подражания.

        Нравится

      4. конечно. Но мне она интересней и как женщина, и как личность. Точнее, она-личность, в отличие от наших женских образов (кроме марго)

        Нравится

      5. Ну. Была еще Маша Миронова, она Гринева тоже вызволила откуда-то. Конечно, хватило разговора с Екатериной, к Сатане идти не пришлось, но тоже вполне себе поступок.

        Нравится

      6. Здравствуйте-приехали. Это называется — вместе с водой выплеснуть младенца.

        Нравится

      7. Детскую литературу выплескивать не будем. Хотя Чуковский мне не нравится.

        Нравится

      8. Страсти какие говоришь. Большого юмора человек, между прочим. И Носов не нравится?

        Нравится

      9. Не разделяю твое мнения, и юмор его мне не нравится. Я про него достаточно прочитала воспоминаний и, думаю, что он человек неоднозначный, тираничный, хотя как литературовед и литературный критик он гениален. А детские стихи у него жестокие. Вот. Мне в детстве читали, а Наташке моей после них кошмары снились, так что она без Чуковского осталась 🙂 Вот Носов мне очень нравится. И все остальные тоже.

        Нравится

      10. А мне и в детстве прикольно было слушать про всяких злых и кровожадных. Их же побеждали добрые и храбрые. Притом, уже тогда отделял сказки от реальности. Не знаю, может, у мальчиков другое восприятие. Вот «Тараканище» — триллер с правильным концом 🙂 Через годик надо будет попробовать Машке его почитать. И муху-потаскуху тоже.

        Нравится

      11. Я ко всем другим сказкам спокойно отношусь. Это насчет злых и кровожадных. Чуковский мне не нравится, потому что он с детьми сюсюкает, этого я не люблю.

        Нравится

      12. В Илиаде женщины хоть и лишены возможности решать, но обладают психикой, собственным содержанием, а в «Войне и мире» они просто содержат в себе желания и фантазии мужчин, в них нет собственных содержаний.

        Нравится

      13. И у Тургенева такие же. Так об этом и речь, что ожидания есть, а как оно реально и на самом деле — сложно сказать :))

        Нравится

      14. Честно говоря, я не верю в всопитание. Дети улавливают то, что мы не осознаем и подражают нам (вернее каким-то аспектам нашего поведения), все тот же аристотелевский мимесис работает. А кстати, у Горького мать — предатель. У него матери предают детей из лояльности к мужу

        Нравится

      1. То есть ты от русских женщин уже ничего не ждешь? А что ты читаешь?

        Нравится

      2. Я? Невелика фигура, чтобы «ждать от русских женщин» 🙂 Если серьёзно, то такой набор: 1) свет из глаз (именно он в первую очередь даёт женщине привлекательность, а не фигура и прочие анатомические подробности); 2) здравомыслие (витающие в облаках феи с исключительно тонкой душевной организацией — неинтересны); 3) одновременно — романтизм (им очень хорошо перемежать грубые шутки о половых органах); 4) здравомыслие (а, я уже это говорил, но и ещё не помешает); 5) здоровый энтузиазм (т.е. желание жить). …слишком дофига написал, да? Да, и ничего по поднятой тобою теме не читаю.

        Нравится

      3. здоровый взгляд на вещи, ой, точнее на женщин, не испорченный Толстым и Достоевским. И я даже знаю, кто оправдывает все эти ожидания 🙂

        Нравится

  5. про избы — посмеялась)) а женский идеал у всех разный…впрочем мне просто очень чужд русский менталитет, поэтому я хрупких Наташ Ростовых не воспринимаю как факт) И женщину как слабый пол тоже не воспринимаю. Мне вот как женщине Наташа не нравится. Она вообще не вызывает эмоций — безразлична. Впрочем, в русской литературе мне почти все женщины безразличны, слишком уж они слабые. Жертвенность меня вообще как терапевта адски бесит — позиции жертвы и манипуляции комплексом вины, а также спасательство других людей — это такие распространенные проблемы, с которыми приходят пациенты, что хочется порой повеситься, выслушивая их жертвенные похождения. В 90% случаев это разумеется «русские женщины».

    Нравится

      1. о да! я даже реальную такую знаю. Как будто со страниц Достоевского сошла. И ее тоже зовут Сонечка =))

        Нравится

    1. Но у нас еще есть княгиня Марья Алексевна, и Кабаниха. 🙂 Но тут есть обратная сторона. Сила женщины в ее слабости. Именно податливость и мягкость женщины дают ей возможность получать блага, мужчинам недоступные и быть счастливой. Быть амазонкой — это все-таки несколько измененная женская природа. Я тоже не люблю манипуляций с чувством вины. За ними обычно скрывается банальная жестокость.

      Нравится

      1. не, я не имею в виду амазонок) С тем, что сильный человек должен быть гибким, полностью согласна. Слабость я имею в виду именно как жертвенность, отсутствие внутреннего личностного стержня, желание растворятся в чужой жизни, неспособность и нежелание отвечать за свои поступки. Чем слабее женщина — тем более нагло и подло она манипулирует другими людьми. Используя, преимущественно, комплекс вины, тот самый)Это не всегда жестокость — часто бывает тотальнейшая неуверенность в себе, нелюбовь к себе, ну и «вы все мне должны, а я бедная овца»

        Нравится

      2. Мне все должны, а я бедная овца — это, конечно, бесит. 🙂 Уж или одно, или другое.

        Нравится

  6. Я думаю этот русский код как Леша говорит в следующем поколении уже изменился:))) А до них да у нас женщина, это мягкость и женственность вместе с твердостью и отвагой:))) Толстой вообще был женоненавистником:))) Он даже собственных дочерей замучил и сделал несчастными.

    Нравится

    1. Вот девки выйдут замуж — проверим 🙂 У Толстого и мужчины — не образчик счастья. Левин мучается и сомневается, Болконский угнетен своими представлениями о чести и гордости, Пьер весь в поисках и метаниях. надо заканчивать это все в школах преподавать. Ну, собственно, уже и закончили, теперь жди перемен.

      Нравится

      1. Толстой женщин не любил, что-то у него не сложилось с ними, поэтому брать его героинь в качестве идеала, по меньшей мере странно.

        Нравится

      2. Татьяну, а еще лучше Екатерину Андреевну Карамзину — литературную героиню, из «Пушкина» Тынянова, очень емкий образ и Тынянов ее как любимую женщину написал.

        Нравится

    2. Это же и его братцу было свойственно… Уж какими несчастными Сергеевны были!!! Одна внебрачного ребенка прижила, другая замуж за крестьянина вышла (отец сказал, что это хуже некуда), третья вышла замуж за, как его презрительно называет ее двоюродная сестра, помещика-собачника. ..

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s