Когда то между зданием Архива и домом Пашкова, а потом Румянцевского музея стоял дом Татищева. Сейчас даже трудно представить, что на этом отрезке Моховой находились три владения, но если вспомнить, что площади перед Библиотекой не было, а Архив стоял на самом углу и территория его была не столь обширна, как библиотечная, то как раз освобождается место для еще одного участка.
Дом на этом участке стоял на красной линии Моховой и в ΧVII веке принадлежал Василию Никитичу Татищеву. Уникальный был человек, умница, высокообразованный, интересный. Был он рода княжеского, происходил из князей Смоленских.
Первоначальное образование получил в Артиллерийской школе Я.В.Брюса, с которым впоследствии поддерживал тесные отношения. Прошел войны и сражения, которые вела Россия. Участвовал в Нарвской баталии, Полтавской битве, Прутском походе.
Жизни Татищева, богатой событиями, взлетами, падениями, наградами и опалой, хватило бы на нескольких человек. Он учился в Европе, работал в Сибири, на Урале (между прочим, это он закрепил в русском языке башкирское название гор). Он даже был российским шпионом в Швеции, поскольку, кроме благовидного задания о найме мастеров, устройства русских студентов и изучения «промышленного дела» имел и секретное задание: «смотреть и уведомлять о политическом состоянии, явных поступках и скрытых намерениях оного государства». Уж не знаю, удачно ли он смотрел и уведомлял, но факт в том, что именно в Швеции Татищев отправил профессору Бенцелю ученую записку о нахождении в Сибири костей мамонта. Записка эта наделала много шума в научных кругах того времени и была единственным ученым трудом, напечатанным при жизни автора. В свой короткий период пребывания в Москве (с 1727 по 1733) он успел наладить монетное дело, развестись с женой, с которой имел двоих детей, и поучаствовать в политической жизни страны. Как раз в 1730 году он был в гуще событий, на трон воцарилась Анна Иоановна, была попытка ограничения монархии. Василий Никитич был сторонником неприкосновенности монархии, выступал против быстрой отмены крепостного права, выступал за развитие купечества, но против его слияния с дворянством, был за грамотность и советовал помещикам заменить барщину оброком.
Было ему тогда 44 года, сенаторство и председательство в Монетной конторе сменились опалой, дело чуть не дошло до суда, потом его поставили во главе Ориенбургской области, там он тоже не сидел сложа руки, налаживал, внедрял, изучал, основывал города. Потом опять отставка, позор, суд, губернаторство в Астрахани, которое он приравнивал к сидению в «узилище», однако развел там бурную деятельность и «ревностно принялся за реорганизацию экономики Астраханской губернии, состояние которой он нашел плохим». Закончилось все привычной отставкой с высылкой в имение Болдино. Сотрудник английской торговой компании Ганвей, бывавший в Астрахани и знавший Татищева, так объясняет причины отстранения Татищева:«3ависть к способностям Татищева между учеными, месть ханжей за его неверие, которое, я опасаюсь, было велико… сделали то, что Татищев был отправлен в ссылку на житие в собственное имение».
Очень надо сказать типичное наказание: отправлен в ссылку «в собственное имение», и причина тоже типичная — зависть. Татищеву 60 лет и он усаживается за писание «Истории Российской». Именно Татищев открыл для нас Русскую правду, Судебник Ивана ΙΙΙ, Книгу Большого Чертежа. Он был первый историк-ученый, который установил периодизацию и сделал попытку объяснить российские исторические процессы. Конечно, до Маркса с его классовой борьбой было еще далеко, но взгляд на историю, как на науку был новым и познавательным.
Интересны его работы по географии, педагогике. В трактате «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ», Татищев предложил оригинальную классификацию наук. Он разделил науки на «нужные», «щегольские», «любопытные» и «вредные». «Нужные» науки включали в себя множество предметов: логику, физику, химию — те, что способствуют материальному благосостоянию и сохранности тела человека. К «щегольским» наукам Татищев отнес различные искусства, к «любопытным» — астрологию, физиогномику и хиромантию. «Вредные» науки, по его мнению, включали в себя гадание и колдовство. Интересно, что в своих работах Татищев ссылался на произведения Макиавелли, Гоббса, Локка и Боккалини.
Я далеко не все перечислила.
Итак, в доме Татищева на Моховой Татищев прожил 6 лет. В 1750 году Василий Никитич скончался, а дом перешел его сыну Евграфу, который одолжил его Дворянскому собранию. Заслуженная бабушка Российской империи Елизавета Петровна Янькова (ее вклад в российскую историю не менее ценен, чем вклад Татищева) объясняет такой переезд тем, что «дом собрания в Охотном ряду переделывался» и добавляет «и хотя зала была не очень велика, но в ней кое-как теснились».
После Евграфа Васильевича, домом владел внук В.Н.Татищева Алексей.
В 1864 году дом по всей видимости принадлежит А.С.Воейковой, в нем открыты учебные классы Московского отделения Русского музыкального общества. Классы открыты при квартире Николая Григорьевича Рубинштейна, 12 комнат в бельэтаже. Известно даже, что Рубинштейн платил Воейковой 950 рублей.
В 1866 году классы переехали в здание консерватории на Арбатской площади, а к Рубинштейну приехал Чайковский. Сначала-то он хотел жить в Кокоревке, но потом согласился на любезное приглашение Николая Григорьевича.
Тогда Москва выглядела так
За домом Пашкова видна коробочка дома Татищева. Это 1867 год.
В разное время в доме жили К.А.Тарновский — секретарь московской дирекции императорских театров, композитор М.М.Ипполитов-Иванов… Он жил здесь в 1909-1914 годах, хотя тогда уже участок Татищева принадлежал Румянцевскому музею.
1880-е. Дома не видно, только ворота.
1910-1919 гг. Совершенно безрадостный снимок.
Возможно дом был доходный, и в нем сдавались квартиры. В 1915-1935 здесь жил ботаник и президент Московского общества испытателей природы М.А.Мензбир.
На глазах у Михаила Александровича рушили Архив, строили Библиотеку. Он, по всей видимости и не надеялся спокойно умереть у себя дома, потому что дом шел под снос, строилось метро…
В 1935 году станция БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ ЛЕНИНА открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена. На месте дома Татищева был построен западный павильон метро «Библиотека имени Ленина» (архитекторы С.М.Кравец, А.И.Соколов, интерьер В.П.Костенко).
Около станции забор, он виден здесь.
Прощание с жертвами катастрофы самолета АНТ-20 «Максим Горький», 1935 год
В эту сторону он более органично смотрится. Прям Аллея Ильича, можно маршировать к Дворцу Советов.
Послевоенное фото станции. Стекла заменены на фанеру.
В 1990 году закончилась реконструкция западного вестибюля, Библиотеку Ленина объединили с Боровицкой.
В 1991 году станцию пытались переименовать в «Моховую», не прижилось.
Сейчас это место выглядит так.
Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
НравитсяНравится
Одна из двух станций, которые я все-таки сфотографировал в своей последний приезд.
НравитсяНравится
Хорошие фотографии. Особенно первая — станция в стиле Авангард. А вторая станция какая?
НравитсяНравится
Аэропорт.
НравитсяНравится
Красивая станция. Тоже очень аскетичная 🙂
НравитсяНравится
Я ее впервые как следует рассмотрел, дожидаясь поезда в первом часу ночи. Хотя бывал там сотни раз.
НравитсяНравится
Наверное, наше метро теперь только в это время и можно разглядеть. Днем там толпы, если они даже не будут загораживать станцию, то Вас попросту сметут и унесут, если Вы попробуете остановиться.
НравитсяНравится
Отчего же. На «Кропоткинской» ранним вечером много чего успел рассмотреть. Только снимать не хотелось. А вот утренние толпы — это да. В «мое» время такого не было.
НравитсяНравится
Там станция большая, все как-то рассеиваются:) Я вот тоже помню время, когда в метро был «час пик», и когда можно было одной в вагоне ехать. Сейчас такого не наблюдается.
НравитсяНравится
и правда, теперь (нам по крайней мере) трудно даже представить, что там было все настолько по-другому… Спасибо, очень интересный материал и иллюстрации собрала
НравитсяНравится
Иллюстрации Олдмос собрал, за что ему огромное спасибо :))) Еще один дом туда ну совсем не влезает. А ведь стоял!
НравитсяНравится
Как я соскучилась по твоему Москвоведению!!! Молодец! Очень интересно.
НравитсяНравится
Спасибо 🙂 Да, чего-то у меня кризис жанра. Не знаю, про что писать. Хочется, а тему не могу придумать. Вот вспомнила, что улицу не «добила». :)))
НравитсяНравится
Кризис жанра не токо у тебя:)))
НравитсяНравится
Я заметила. Раньше влезешь в жж, вдохновишься. А сейчас нет такого 😦 Наверное, мы уже про все написали :)))
НравитсяНравится
Да нет. Не про все. Просто для многих это стало работой и ЖЖ стал просто для разговоров. Вот не увидишь тебя тут несколько дней и звонишь, не случилось ли чего):)
НравитсяНравится
Как я тогда тебе в Берлин позвонила :)))) А я ведь и правда здорово тогда переживала, где ты.
НравитсяНравится
И я здорово переживаю, когда ты больше двух дней тут не появляешься:))
НравитсяНравится
А я кружу вокруг компьютера и думаю: «Что бы написать? Что бы сделать, чтобы написать… чтобынаписатьчтобынаписатьчтобынаписать».
НравитсяНравится
Тогда надо переходить на фейсбук:):) там можно просто болтать:))
НравитсяНравится
Фу,фу. Не хочу на фейсбук!
НравитсяНравится
Мне ребенок картинку показал — разговаривают два человека: — I’ve got nothing to say. — You should blog about it!
НравитсяНравится
Да, да. Мы такие. :)))
НравитсяНравится
Аналогично:)
НравитсяНравится
Спасибо, Зиночка, все очень интересно и грустно..
НравитсяНравится
Пожалуйста 🙂 Почему-то всегда грустно, если про Москву…
НравитсяНравится
В эту сторону он более органично смотрится. Прям Аллея Ильича, можно маршировать к Дворцу Советов. = На фото троллейбус 4-го маршрута. ИМХО.
НравитсяНравится
Троллейбус. И что? Это фото 1953 года. Но это не исключает того, что с Библиотекой им.Ленина станция смотрится более органично, чем с домом Пашкова. И то, что Аллею Ильича отменили, не значит, что отдельные участки смотрятся, как Аллея Ильича.
НравитсяНравится
Он, троллейбус № 4, в те годы и ходил как раз. Я-то знаю, ездил. Точнее, в то время меня возили, а я в окно смотрел. Ничего особенного, ностальгия.
НравитсяНравится
Да, тогда еще движение было двустороннее, и машин мало. А куда он потом шел, троллейбус этот?
НравитсяНравится
Да, двустороннее. Помню. А далее он шел через Б.Каменный мост, Ударник, на ул. Димитрова (Якиманка) и по Ленинскому проспекту (Б.Калужская). Но далее Ударника в те годы не ездил.
НравитсяНравится
В кинотеатр, наверное, ездили. Или в парикмахерскую?
НравитсяНравится
Я родился и прожил 28 лет по адресу ул.Серафимовича, 2. Там была не только парикмахерская. Кстати, если пройти через. М.Каменный мост, а потом через дорогу, да по ступенькам вниз, там тоже была парикмахерская.
НравитсяНравится
Получается, Вы просто домой ездили 🙂 Выросли, вдыхая сладкий запах Красного Октября? А я на Серафимовича-два в парикмахерскую ездила, там была замечательная такая Тоня. А ту парикмахерскую я не застала, я там только Чебуречную помню.
НравитсяНравится
Угу. Еще и за грузовиками с патокой гонялись, норовя ухватить кусок свисающей патоки.))
НравитсяНравится
Свисающая патока. Какая бесхозяйственность! 🙂 А Вы искали подземные ходы и секретный подъезд?
НравитсяНравится
Да ладно, там на ладонь было этой патоки.)) Подземные ходы дома 2 были известны, ходили там без особых проблем. А вот секретные подъезды были только в книжках, хотя в каждом круглые сутки дежурили сторожа, от МГБ.
НравитсяНравится
Обязательно должен быть секретный подъезд, хотя бы один. Иначе неинтересно.
НравитсяНравится
Был там на роль секретного один. Кажется 9-й, но люди там жили.
НравитсяНравится
НравитсяНравится
Угу, эти троллейбусы появились позднее. На заднем плане жилой дом с рекламой на стене. Текст не помню.
НравитсяНравится
Что-то типа «Уходя, гасите свет»или «Храните деньги в сберегательной кассе».
НравитсяНравится
Скорее второе. Насколько пронял, слева от дома Б.Каменный мост, а справа Волхонка.
НравитсяНравится
Да, правильно поняли.
НравитсяНравится
Скажу больше. Между этим домом и Б.Каменным мостом была узкая дорожка, выводившая на набережную.))
НравитсяНравится
Она и сейчас там есть. Я ходила. 🙂
НравитсяНравится
Ну про сейчас я и не знаю, а лет 40-50 назад сам ходил. Время прошло много.))
НравитсяНравится
Спасибо, Зина.
НравитсяНравится
Пожалуйста 🙂
НравитсяНравится
)).
НравитсяНравится
Познания имел поверхностные и разнообразные, что не мешало ему делать глупости огромного масштаба. «председательство в Монетной конторе сменились опалой, дело чуть не дошло до суда» — это банальное воровство, равно как и последующие дела в «Оренбургской области». Это вообще смешно читать, потому что основателем Оренбурга считается как раз Татищев, но на самом деле Оренбург основал его помощник Кириллов, а Татищев решил, что он выберет место лучше и передвинул Оренбург на 30 км, теперь там село Красное (еле теплится все 200 лет), после отъезда Татищева Оренбургу вернули изначальное место дислокации =). Почему так легко было переезжать? Потому что это были крепости из брёвен, которые рубились в Тверской губернии, все брёвна нумеровались, сплавлялись по Волге, а потом мгновенно собирались. Этакий конструктор. Придумал тоже не Татищев, надо сказать. Примерно так же было с основанием Ставрополя-на-Волге (сейчас Тольятти), только Татищев уже не вмешивался, приписав себе лишь славу. Кстати, во время восстания 1737 года Татищев ловко исчез на какое-то время, впоследствии пояснив это болезнью.
НравитсяНравится
Не любите Татищева? Не вы один, судя по тому, что его все время ссылали, судили,и теперь продолжают спорить и писать разоблачающие эссе. Но он написал хорошую «Историю Российскую», которую впоследствии использовали. Он читал, он писал, он философствовал. От службы не бегал. Когда ему накануне смерти возвратили орден — не взял. А кто у нас не пьет? А кто из губернаторов не ворует?
НравитсяНравится
Не могу не вставить свои пять копеек. Татищев — фигура загадочная, начиная от его происхождения и заканчивая религиозными взглядами. Его «История» предмет обсуждений до сих пор, поскольку там столько «татищевских известий», которые являются мифами чистой воды. А сам Василий Никитич, дааа, редкий взяточник, которые,кстати, эти самые взятки призывал брать всех чиновников.
НравитсяНравится
Меня удивляет, как это один человек так много успел натворить за одну жизнь 🙂 Нашу российскую историю вообще нельзя назвать объективной, и Татищев тут не исключение.
НравитсяНравится
Вот сумел так вывернуться. Неет он просто выдумывал такие факты, которые более нигде не встречаются=) Так сказать предшественник Носовских и Фоменко всяких=) Вы не читали книгу А.Толочко про Татищева?
НравитсяНравится
Нет не читала. Надо почитать про него, он меня заинтересовал, я таких люблю. Брюс, Татищев. Он же ученик Брюса 🙂 (Мы опять на Вы? :))
НравитсяНравится
Это он так говорил=) Тому подтверждений нет) Книжка тоже специфичная, но почитать стоит — настроение поднимает=)
НравитсяНравится
Хотела спросить, нет ли фотографий, где были бы видны дома, находившиеся напротив Архива коллегии иностранных дел (на месте гостиницы «Петергоф»)? Одна есть на oldmos, однако там видна только часть стены здения по воздвиженке. Меня интересует здание, в котором размещался коммерческий суд,где служил А.Н.Островский.
НравитсяНравится
Больше, чем на Олдмосе, фотографий нет. Поэтому только эта http://oldmos.ru/photo/view/608 Может быть, в акварелях поискать.
НравитсяНравится
Жаль, жаль, жаль… Мы сейчас вместе с 10 классом делаем презентацию клип, и подобная фотография была б очень к месту. Придется помещать кусочек карт и фотографии, которые мы сделали сами…
НравитсяНравится
Можно сказать, что это здание полностью вошло в Петергоф. Петергоф просто выше, а первые три этажа — это здание суда. Даже двери на том же месте. Вот сравните http://oldmos.ru/photo/view/3480
НравитсяНравится
А суд был точно именно в этом здании? Там же три постройки объединили. Как Вам кажется, на известной картине Мошкова «Вид Московского университета на Моховой из-за реки Неглинной» крайний дом слева может быть искомым? Коммерческий суд размещался в то время в доме Любимова на Моховой.
НравитсяНравится
Вот хороший ресурс со старыми картами. По ссылке карта 1845 года. Там, если разобраться и научиться можно накладывать карты друг на друга. http://retromap.ru/mapster.php#panes=right&left=0020090&right=081845&zoom=15&lat=55.753853&lng=37.617702 Я еще поищу.
НравитсяНравится
Спасибо большое! Самая из любимых карт на retromaps — Хотевский план 1852 года. Однако карта 1845 как раз того времени, когда Островский стал в служить в коммерческом суде. Кстати, это не может быть дом, стоявший перпендикулярно к улице?
НравитсяНравится
Тогда бы адрес был другой. Дом тогда числился бы по Воздвиженке. Или Вы думаете, что это дом на месте теперешней библиотеки?
НравитсяНравится
Маленький домик в глубине двора. Не он ли? В Адрес-календаре 1846 года, составленном Нистремом, значится, что коммерчекий суд находится в доме Любимова на Моховой. В Адрес-калдендаре 1842 года (перечислены домовладельцы), говорится, что некоей статской советнице Татьяне Любимовой принадлежит дом на участке 107 по Моховой. В нистремовском Специальном обозрении Москвы 1845 года по этому участку значится дом Петровых. Никаких Любимовых на Моховой найти не удалось… 1845 год — время поступления Островского на службу в коммерческий суд (только после скандала, связанного с публикацией «Банкрота» в журнале «Москвитянин», ему придется оттуда уйти).
НравитсяНравится
Суд стоял по Моховой, то есть у Мошкова вполне может быть искомым зданием. Скорее всего оно тоже вошло в Петергоф.
НравитсяНравится
Спасибо! Спасибо! Спасибо! Скоро наша презентация будет готова. Осталось музыку на текст наложить. Над этим колдуют наши компьютерные детки.
НравитсяНравится
Да, не за что. Я же Вам толком и не помогла. Удачи Вам с презентацией. То, что Вы делаете, очень важно и нужно, и очень интересно.
НравитсяНравится
http://oldmos.ru/photo/view/48910 Смотрю на эту фотографию и думаю: «Чуть-чуть левее бы!!!»
НравитсяНравится