«Иокаста» Янниса Контрафуриса… «Иокаста» Теодороса Терзопулоса… Иокаста — София Хилл.
Мы вчера в театре были. Или мы побывали в Древней Греции. Я видела, как сходила с ума Иокаста, узнавшая тайну своего брака с сыном Эдипом. И видела женщину, которая обезумела от стыда, боли и ужаса от того, что натворила. Царица, раскидывающая свои золотые украшения, женщина, старающаяся смыть с себя прикосновения сына, гречанка, страдающая о своей стране, ползущая к смерти, как к спасению, сфинкс, смеющийся над людьми и их слезами.
И над ней: гимн Богов, плач людей, тарелки, разбивающиеся в мелкие осколки. «Это такой средиземноморский обычай,» — говорит потом Теодорос Терзопулос. — «Мы бьем тарелки, когда радуемся, и когда злимся.» «Разбитая тарелка — боль,» — шепчет мне Одиссей после спектакля. «В Греции есть праздник, когда поют печальные песни и бьют тарелки.» По осколкам тарелок ходит босиком Иокаста — София Хилл и улыбаясь, кланяется залу. Только что слова бреда срывались с ее губ, только что она мочила с тазу свои растрепанные волосы, теперь в этом тазу два букета: ее и Теодороса. Такого напряжения я давно не испытывала. Как только слышится первый звук спектакля и еще непонятно, что это: музыка, плачь, стон, струна, уже тогда понятно, что ты присутствуешь при трагедии, что смерть есть, что безумие есть, что нельзя спастись от собственного стыда и вины, что жизнь конечна, а царство Аида не дает надежду на перерождение. Человек проживает свою жизнь, и ошибки в ней — его, Боги — сильные существа и они только наблюдают за людьми.
Как София в гностической теории Валентина пыталась достигнуть Праотца, увидеть совершенство, так Иокаста ползет к свету, туда, откуда слышится гимн и гибнет в его лучах. О гностиках заговаривает Лешка, когда мы выходим из зала. Они говорят с Гаруфалией о Платоне, об Эдипе. У меня же перед глазами лицо женщины: алый раскрытый рот, безумные глаза. Кажется, что это маска, что этот рот не может просто улыбаться. а из глаз не могут течь обыкновенные слезы. Иокасте не могут помочь слезы, не их ждут Боги. У меня перед глазами руки, пытающиеся смыть невидимую грязь. Я слышу греческие слова, которые не кажутся чужими. Я как будто знаю текст. Страшно. Весь спектакль зрители объяты ужасом, который творится в душе этой женщины. Царицы. Сфинкса.
В Греции хотят отменить греческий алфавит, перейти на латиницу…
http://www.strastnoy.theatre.ru/projects/solo/future/iokasta/
У меня одно время было желание поучить древнегреческий язык. Но так и не собралась.
НравитсяНравится
Мы греческий собирались поучить… после арабского. Интересно это все. Ведь язык дает самое полное понимание страны. Больше, чем фотографии, видео, живопись. А Вы сейчас начните 🙂
НравитсяНравится
Сейчас итальянский учу)
НравитсяНравится
Тоже хорошо. Красивый язык.
НравитсяНравится
Очень профессионально написанная рецензия. Наверное, поэтому комментариев нет)) Рекомендую начать на сайте Афиши пубуликовать.
НравитсяНравится
Спасибо. Ты, правда, так думаешь? Я и не ждала большого обсуждения. Спектакль-то никто не видел. Но мне лестно, что ты так думаешь. Афиша… надо подумать 🙂
НравитсяНравится
Многим людя от этого будет польза. Вот я, например, в театр без рекомендации или рецензии не пойду. Только не забывай делать там отсылки на свой ЖЖ. Ну и про новые выставки тоже туда пиши ))
НравитсяНравится
Надо попробовать. Там ведь всем писать разрешается. 🙂
НравитсяНравится
Жалко сервер сбоит и никак не понять что за спектакль так тебя с ума свел. А с Пашей я согласна. В тебе умер театральный критик.
НравитсяНравится
Чёй-то умер? Это я что записки из Аида что ли пишу? Ты забей в поиск «Иокаста». Там в нескольких местах есть рецензии. Это была премьера. Моноспектакль.
НравитсяНравится
Ааааа, Демидова играла!?!?! Тогда точно сойти с ума можно!!!
НравитсяНравится
Не-не. Демидова у него Медею играла. А это Иокаста. Там греческая была актриса. Еще его же спектакль был, когда люди из разных стран играли, каждый на своем языке. Но это уже был перебор.
НравитсяНравится
А в другом месте София Хилл написано…
НравитсяНравится
И музейный (в смысле выставочный) критик тоже!
НравитсяНравится
Ну вообще культурный критик):)) Или критик культуры:):)
НравитсяНравится
И то, и другое верно: критик культуры сам должен быть культурным))
НравитсяНравится
🙂
НравитсяНравится
Что тоже? Тоже умер? Ужас какой. А ведь я еще и вяжу неплохо, и детские утренники умею проводить. Я просто кладбище собственных талантов. И это я еще про эклеры не написала.
НравитсяНравится
нда… но эклеры ничего так…
НравитсяНравится
короче кто-то в Зинке помер
НравитсяНравится
Да ужас. Я просто у себя на поминках побывала.
НравитсяНравится
а все потому, что про Цистерну ни слова не написала!!!
НравитсяНравится
аааа, это месть. Придется написать 🙂
НравитсяНравится
так как насчет «Цистерны»?
НравитсяНравится
Вот Машку в школу провожу и будет тебе Цистерна 🙂
НравитсяНравится
и ЭКЛЕРЫ
НравитсяНравится
Так! Совесть у тебя есть?
НравитсяНравится
ээээ … нет
НравитсяНравится