До 1651 года это место на Царской, Тверской улице занимал Воскресенский высокий монастырь «у золотой решетки», давший название и Воскресенским воротам Китай-города. Среди святынь монастыря называлась икона Одигитрии, на ней был изображен лик Смоленской Богоматери, написанный в давние времена. Икона сильно обгорела в пожаре 1482 г, и лик был утерян. Это был двойник иконы, находящейся в Новодевичьем монарстыре. Почему у иконы был двойник. Чудо.
Вот где-то на этой карте XVII века есть Воскресенский монастырь, что у золотой решетки.
Мужской Воскресенский монастырь был известен с 1479 года, а в 1651 году был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю и стал его московским подворьем. В середине XVII века к богатому, покровительствуемому царями Саввину монастырю было приписано двенадцать обедневших обителей. Существует гипотеза, что из одной из них и перешел в Саввинов монастырь знаменитый звенигородский чин Андрея Рублева для починки и сохранения. В гипотезе даже назывался именно Воскресенский монастырь на Тверской, в котором по предположению историков мог тогда жить иконописец. Но это всего лишь догадки.
Дальше подворье передавали то Крутицкому архиерею, то обратно Саввино-Сторожевскому монастырю, церковь освящали то в честь Казанской Божьей матери, то во имя прп. Саввы Сторожевского.
Первые сведения о постройках относятся к 1670-м годам. В это время были построены келии, каменный храм Воскресения Христова с двумя приделами — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и во имя прп. Саввы Сторожевского. Была на подворье и вторая церковь — Николая Чудотворца.
Монастырь горел вместе со всей Москвой и в 1773 году, и в 1812, но все здания и церкви чудесным образом восстанавливались.
Окончательно постройки старого Воскресенского монастыря снесли в 1900 годах. Тогда в Московскую Городскую Управу от Парфения епископа Можайского викария Московской Митрополии 5 июня 1900 года поступило прошение.
Прошу по сломке ряда существующих строений произвести постройку 4-х, частью 5- этажного жилого строения с нежилым подвалом и двором согласно представленным чертежам. Для наблюдения за постройкой приглашен архитектор Иван Сергеевич Кузнецов, живущий по Газовской ул. Д.8. ( ЦАНТДМ,Т верск части 2 уч. №394н/417 опись 2057 1900г).
Архитектор И.С.Кузнецов построил новое здание в модном тогда псевдо-русском стиле, или как тогда писали в путеводителе «претенциозно-теремном духе».
Здание стало украшением Тверской улицы начала ХХ века. Башенки подворья были видны и от Страстной площади, и от Моисеевской. Изразцы, стекла окон, плитка, украшавшие фасад подворья блестели на солнце. Мимо было не пройти. Дом был настоящим чудом, как и многие другие дома, появлявшиеся тогда в Москве.
Здание становится доходным домом Саввинского монастыря, и его заполняют жильцы и конторы.
И.Е.Бондаренко в статье «Записки художника–архитектора» писал: «В начале девятисотых годов открылся на Тверской в доме Саввинского подворья японский магазин, где продавался товар невысокого качества, далекий от подлинного японского искусства. Веера, шарфы, шторы из бусинок и камыша, лаковые изделия и т.п. были для Москвы новым явлением, культивирующим дурной вкус. Возможно, что этот магазин был маскировкой для шпионов, каких засылала Япония перед русско-японской войной 1904 года».
Стоимость квартир в подворье была невысока, площади большие.
В эти годы в Москве зарождалось кинопроизводство. Вот кинопредприниматели и облюбовали для своих контор монастырское подворье.
На Тверской в здании подворья «размещалась прокатная контора Абрама Гехтмана «Глобус», по соседству – прокатная контора Осипова, затем – контора общества «Гомон». В квартире №23 – прокатное отделение французской фирмы «Эклер», в квартире 37 – прокатная контора «Наполеон», принадлежавшая владельцу одноименного кинотеатра». А в первом подъезде на одной лестничной площадке с Гехтманом обосновался Александр Ханжонков.
Александр Алексеевич Ханжонков родился 8 августа 1877 года в деревне Ханжонковка в семье обедневшего помещика. После окончания в 1896 году Новочеркасского казачьего юнкерского училища был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской казачий полк, а в 1905 году по состоянию здоровья уволен в запас.
С этого года начинается совместный отсчет: Саввинов монастырь начинает строительство нового здания, а Александр Ханжонков начинает свою кинодеятельность. Стартовым капиталом ему послужила выплата, которая причиталась военнослужащим, уволенным в запас — 5000 рублей.
Он налаживает кинодело в Ростове на Дону, а потом перебирается в Москву.
К 1907 году подворье достроено, а Ханжонков решает перейти от проката зарубежных фильмов и кинодокументалистики к съемкам первой отечественной картины «Палочкин и Галочкин».
В своем ателье Ханжонков сумел организовать целый специальный Научный отдел для съемок образовательных фильмов. Он выпускал ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Для начала А.А.Ханжонков выписал из-за границы специальную аппаратуру: микроскоп и хроноаппарат, снимающий через определенные промежутки времени по одному кадрику. Руководителями Научного отдела были назначены А.Л.Дворецкий и Н.В.Баклин. Кроме того, для съемок научных лент были приглашены консультанты—известные специалисты, главным образом, профессора и преподаватели Московского университета. Была также организована мастерская для производства субтитров.
В 1908 году у Ханжонкова появляется идея постройки съемочного павильона. Но тут возникает вопрос, а позволит ли постройку павильона на своей земле монастырское начальство. По соседству с подворьем находился домик архиерея, и павильон Ханжонков задумал поставить как раз между ними. Изворотливый казачий ум подсказал решение. Архиерей к тому моменту не видел ни одного фильма, и считал кино «греховным». Ханжонков уговорил его посмотреть несколько кинолент, которые предназначались для детской программы: «Нил ночью» и другие видовые отечественные и зарубежные фильмы. Ханжонков вспоминал в последствии, что «почтенный старец … был совершенно потрясен и всё бормотал что-то непонятное. Когда сеанс был окончен, он со слезами на глазах воскликнул: – До чего Господь может умудрить человека!»
Разрешение было получено, и на церковной земле выросло что-то подобное.
Павильон был покрыт прозрачной крышей, и представлял собой гигантскую теплицу, в которой совершенно невозможно было работать летом. Летом фильмы снимались на натуре, в Кунцеве, а осенью-зимой съемки переезжали в помещение.
В годы Первой мировой, в квартире №1 Саввинского подворья, где размещалась прежде контора Ханжонкова, появится московское отделение Скобелевского комитета (созданного правительством пропагандистского органа, получившего монополию на съемки фронтовой хроники), а рядом – фирма «Кинолента». Тогда же, в 1914 году перестала существовать редакция «Душеспасительное чтение», которая располагалась на территории подворья.
После революции и подворье и Ханжонков обречены. В 1920 году Александр Алексеевич уезжает в Константинополь, а затем в Милан и Вену. А в 1922 году ликвидировали храм на территории подворья. Некоторые вещи, в том числе икона прп. Саввы были переданы в церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. (Сейчас икона передана в Саввинский монастырь и находится над ракой с мощами прп. Саввы.)
В это время у Ханжонкова умирает жена. Он раздавлен и потерян, его дела за границей не приносят успеха. В начале 1923 года с переехавшим в Берлин Ханжонковым встретился представитель советского акционерного общества Госкино, занимавшегося производством фильмов, и передал ему приглашение вернуться на родину для работы в создающемся обществе «Рус-фильм». Ханжонков предложение принял и в ноябре 1923 года вместе с семьёй возвратился в Москву. Его приезд был шумно разрекламирован в прессе и отмечен банкетом киноработников, на котором торжественно зачитали приветственную телеграмму наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Ханжонков работает консультантом «Госкино», которое базируется на его же бывшей кинофабрике на Житной улице, но в 1926 году Ханжонков попадает под суд.
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он ввиду отсутствия доказательств его вины был освобождён, однако, получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав.
В инвалидном кресле, лишенный любимого дела Ханжонков переезжает в Ялту.
Саввинское подворье в это время становится обыкновенным жилым домом, он других жилых домов его отличает только праздничный фасад, которых все так же переливается на солнце своими изразцами и плиточками.
С сайта Архнадзор
В 1934 году Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию.
А над Саввинским подворьем проносится угроза сноса. Но в 1939 году здание просто уезжает вглубь от красной линии. Может быть, дом тоже спасло чудо?
Только благодаря этой передвижке мы знаем, сколько весит этот дом: 24 тонны вместе с жильцами. С жильцами он и уехал ночью 1939 года на 50 метров вглубь. Так что сейчас уже и не разберешь, где было подворье, где кинофабрика, где дом Архиерея, а где церковь Николая Чудотворца, которая тоже стояла на территории подворья.
Инженер Э.Гендель так все замечательно рассчитал, что и жильцов не разбудил, и обогнал Америку. В Америке только 11-тонные дома к тому времени умели двигать.
Вон там с 1930-х, в подворотне Мордвиновского дома и прячется одно из интереснейших, чудесных московских зданий. Именно Мордвинов настоял на том, чтобы дом уехал не на 35 метров, как планировалось сначала, а на 50, и освободил место для гигантского дома самого Мордвинова.
В 2000 году некоторые помещения Саввинского подворья переданы Церкви.
При подворье открыта Галерея русской и византийской иконы (открыта ежедневно с 10 до 17 час), паломническая служба «Святыни Православия» и Православный центр социальной помощи и духовного развития детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения «Благодарение».
Вот здесь шикарные фотографии. Смотреть обязательно. http://ivsa.livejournal.com/32798.html
http://forum.elan-kazak.ru/t551-topic
http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/131/
http://www.belrussia.ru/forum/viewtopic.php?t=52&postdays=0&postorder=asc&start=270
Спасибо!
НравитсяНравится
Пожалуйста 🙂
НравитсяНравится
Очень красивый дом, и жаль — что теперь спрятан
НравитсяНравится
Да, жалко. Я в детстве очень удивлялась, что он там в подворотне делает.
НравитсяНравится
Да дом красив очень. И так хорошо, что его не снесли. Я теперь уже боюсь утверждать, но слышала на экскурсии, что церковь находилась в одной из башенок. она была типа домовой.
НравитсяНравится
Почему-то нигде толком не написано, где именно был домовый храм. У Паламарчука есть план, но такого плохого качества и в такой маленький, что я не смогла его прочесть.
НравитсяНравится
Какая интересная история! Спасибо.
НравитсяНравится
Пожалуйста 🙂
НравитсяНравится
Как всегда, на высоком идейно-художественном.
НравитсяНравится
Я люблю идейные художества 🙂
НравитсяНравится
Хорошо,что его можно и снаружи и внутри разглядывать.
НравитсяНравится
Да. Я тоже всегда этому радуюсь. 🙂
НравитсяНравится
Благодарствуйтя, Зинушка!
НравитсяНравится
Дык завсегда рада, Алексей Михалыч!
НравитсяНравится
Надо же! Я его однажды увидела, совершенно случайно, как раз, прогуливаясь по Тверской, через арку подворотни. А теперь вот узнала. что это за чудо там спряталось. 🙂 Надо будет сходить на него полюбоваться еще.
НравитсяНравится
Обязательно зайдите, и обязательно во двор, там просто непередаваемо.
НравитсяНравится
я так его люблю, спасибо!
НравитсяНравится
Пожалуйста. Это и мой любимый дом, я его всегда навещаю, когда оказываюсь поблизости.
НравитсяНравится
круто, спасибо! когда-то я сам обнаружил этот дом за парадной сталинской Тверской и для меня это было большим откровением, всем знакомым ходил-рассказывал и показывал))
НравитсяНравится
Это один из многочисленных московских секретов, которым так приятно делиться с другими 🙂
НравитсяНравится
Да, подворотня там знатная… как-то раз даже прятатцо там приходилось)
НравитсяНравится
Да, прятаться там можно, она для этого подходящая 🙂
НравитсяНравится
Все башни в ряд. А с другой стороны, видимо и Кремлевские захватывались. Красотень. Какая же улица, все таки, настоящая была…
НравитсяНравится
Улица была обворожительная 🙂 Наверное, да. И с Кремлевскими и там же еще Исторический музей с башенками.
НравитсяНравится
User mvm referenced to your post from «Архнадзор»: что нового за неделю saying: […] Стоит посмотреть и почитать Чудо-дом на Тверской. Саввинское подворье. […]
НравитсяНравится