Музей и деньги

Как-то профессор Московского университета, истори М.К.Любавский сказал про Ивана Владимировича Цветаева: «Это прирожденный министр финансов». Слово эти относились к истории добывания денег на строительство и обустройство Музея. Так, как их получал Цветаев — «это никакому графу Витте никогда не удастся».

Не все московские богачи давали деньги охотно, но все чувствовали благодарность, которую испывал Цветаев, а он, в свою очередь, умел преподать все так, что благодарность испытывали и дающие. Ученик Цветаева А.А.Сидоров, выпускник Московского университета в своих воспоминаниях писал: «Иван Владимирович этих своих почтенных московских богачей, которые жертвовали денгги на ту или другую залу Музея, действительно умел с таким изяществом обойти, так их великолепно уговорить, так их чудесно обыграть, что между ним и ими всегда оставались самые хорошие отношения».

У того же самого Витте Цветаев получил немалую сумму на обустройство. В 1898 году он писал в своем дневнике: «Весною 1895 года г.Витте мне грубо и надменно отказал во всякой поддержке этому Музею, сказавши, что «народу нужны «хлеб да лапти», а не ваши музеи». После многочисленных переговоров Витте согласился лишь на 200 т.р.»

Но главным дарителем, главным жертвователем на Музей был, конечно, Ю.С.Нечаев-Мальцов. Марина Цветаева в рассказе «Музей Александра III» так описывает эти непростые отношения.

«Не знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто «для души» и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо), — во всяком случае, под неустанным и страстным воздействием моего отца (можно сказать, что отец Мальцева обрабатывал, как те итальянцы — мрамор) Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим
создателем, как отец — духовным. (Даже такая шутка по Москве ходила: «Цветаев-Мальцев».)»

А дома жаловался:

-Что мне делать с Нечаевым-Мальцевым? -жаловался отец матери после каждого из таких завтраков, — опять всякие пулярды и устрицы… Да я устриц в рот не беру, не говоря уже о всяких шабли. Ну, зачем мне, сыну сельского священника — устрицы? А заставляет, злодей, заставляет! «Нет уж, голубчик вы мой, соблаговолите!» Он, может быть, думает, что я — стесняюсь, что ли? Да какое стесняюсь, когда сердце разрывается от жалости: ведь на эту сторублевку — что можно для музея сделать! Из-за каждой дверной задвижки торгуется, — что, да зачем — а на чрево свое, на этих негодных устриц ста рублей не жалеет. Выкинутые деньги! Что бы мне — на музей! И завтра с ним завтракать, и послезавтра, так на целые пять сотен и назавтракаем. Хоть бы
мне мою долю на руки выдал! Ведь самое обидное, что я сам музей объедаю…

Не всегда все гладко проходило. Так в мае 1903 года разразилась гроза, не отразившаяся тем не менее на дальнейших отношениях Цветаева и Нечаева-Мальцова. В ту весну Цветаев жил в Риме и занимался закупкой гипсов для будущего Музея. «Долго ли остается мне жить, — я не знаю, но знаю, что эта зима и весна навсегда останутся счастливейшими периодами моей жизни в сфере идей и мечтаний», — писал тогда Цветаев.

1 мая 1903 года он отправил Нечаеву-Мальцову письмо, в котором писал: «Отправляясь за границу, я имел намерения не далть ни одного, даже малоценного заказа, не спросивши предварительно на каждый отдельный случай Вашего согласия. (…) Но Вы за весь этот длинный период времени лишь один раз остановили меня телеграммой. И за это доверие Ваше к моей посильной опытности и добросовестности в издержках на приобретения приношу Вам глубокую признательность…»

Однако вскорости Цветаев получает телеграмму от Нечаева-Мальцова: «Удивлен заказами на значительные суммы. Прошу подождать с заказами до Вашего возвращения и заседания Комитета.»

«Получил гневную депешу, но поздно. — сетует Цветаев в письме к Р.И.Клейну от 7 мая. — Контракт на бронзы заключен. Нельзя оставлять 7 месяцев без ответа. Вопрос впрочем в 15 тыс.рубл. Эо будет чудное украшение среди скучных в большой массе гипсов. Это будет вечное имещество Музея.» Цветаев не раскаивается, а в письме к Нечаеву-Мальцеву даже переходит в нападение.

8 мая, Мюнхен
«Телеграмма Ваша получена мною в момент выезда из Рима. (…) Сумма назначена Вами «значительная», но как я мог определить это назначение в цифры? Значение, которые Вам угодно было придать Музею, сделалось моим критерием при выборе предметов для приобретения, моей путеводной звездою… Я при этом ни на одну минуту не забывал, что сам я не в силах оплатить ни одной статуи, ни одной группы.»

И дальше: «Только подбор памятников первостепенного значения был самой большой наградою за эти переезды в отвратительных итальянских вагонах 3 класса, за искание себе приюта в гостиницах свосем совсем бесклассных, и с их холодными и сырыми комнатами без печей и каких бы то ни было средств для нагревания, за эти высокомерные взгляды моего собрата американского директора музея, когда он садился в том же поезде в 1 класс, и на другой день ходил бок о бок со мною по тем же церквам, монастырям, музеям и делал набор памятников только в гораздо большем числе и с полною свободою, и за эти доселе мне неизвестные ревматизмы, которые я нажил при таких условиях».

Марина Цветаева вспоминает:

«С течением времени принципом моего отца с Нечаевым-Мальцевым стало — ставить его перед готовым фактом, то есть счетом. Расчет был верный: счет — надо платить, предложение — нужно отказывать. Счет для делового человека — судьба. Счет — рок. Просьба — полная свобода воли и даже простор своеволию. Все расстояние от: «Нельзя же не» до: «Раз можно не». Это мой отец, самый непрактичный из неделовых людей, учел. Так Нечаев-Мальцев кормил моего отца трюфелями, а отец Нечаева-Мальцева — счетами. И всегда к концу
завтрака, под то самое насильное шабли. «Человек ему — свой счет, а я свой, свои…» — «И что же?» -«Ничего. Только помычал». Но когда мой отец, увлекшись и забывшись, события (конец завтрака и свершившийся факт заказа) опережал: «А хорошо бы нам, Юрий Степанович, выписать из-за границы…» — настороженный жертвователь, не дав договорить: «Не могу. Разорен. Рабочие… Что вы меня — вконец разорить хотите? Да это же какая-то прорва, наконец! Пусть государь дает, его же родителя — имени…» Но когда в 1905 году его заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея.»

«Вчера я видел Юрия Степановича. Его поразило известие, что в трех будто бы имениях, в трех губерниях, крестьяне рубят его леса,» — пишет Цветаев Клейну. И тут же: «Он мне говорил, что ждет от Вас сметы ближайших строительных работ, собственно по оштукатурке…»

Письма Цветаева полны благодарности и похвал в адрес дарителя: «Низко, сердечно, увлеченно кланяюсь Вам, дорогой Юрий Степанович (…) (Клейн) радуется, ликует и славит имя Ваше за эту новую щедрость.»

Автор: madiken

Москва-Старица и немного Валенсии

Музей и деньги: 26 комментариев

  1. Умение выбить деньги на дело — это большое искусство. Если бы не Цветаев, кто бы помнил Нечаева-Мальцева. А так память на века.

    Нравится

    1. Да. Он ему обещал славу и память поколений и поколений. Правда, про революцию они не догадывались, она вмешалась. Хорошо, что сейчас опять вспомнили.

      Нравится

  2. Спасибо! Вновь интересно. И ещё раз о хороших людях. И сейчас есть таланты выбивать деньги, но что-то проку от них не видно. Наверное только время покажет истину. (Извините за общие фразы, но Ваши статьи действительно дарят надежду, что не такое уж и пропащее российское общество.)

    Нравится

    1. Да. Музей — это еще и память, памятник вот таким людям. Сложно нам все дается, каждое дело — подвиг, но мы живем, строим музеи, помогаем друг другу. Это важно.

      Нравится

    1. А я почему-то думаю, что это наоборот старомодно. Конечно, деньги и сейчас собирают, но по-другому. Или просто я с этим не сталкиваюсь 🙂

      Нравится

  3. Спасибо. Еще когда читала прозу М.Цветаевой, восхищалась Иваном Владимировичем. И каждый раз, когда бываю в музее, вспоминаю об этом

    Нравится

    1. Цветаев Музей выстрадал. Честь ему и хвала. И все домашние его это видели и помогали ему по мере сил, а остальных он сумел заразить этой своей Идеей. (Случись такое, я бы в его честь музей назвала бы. :))

      Нравится

      1. Да-да-да, я тоже об этом думала. Музей роскошный, как только входишь во двор, чувствуется атмосфера. Летом ездила со студентами, так они пока по двору не походили, в музей не вошли. А потом долго бродили по музею. Народа было очень мало, меня это даже удивляет

        Нравится

      2. интересно, что по двору много ходят, и на лавочках сидят, и в колонаде. Хорошо, что он не пострадал в многочисленных московских переделках. Летом, наверное, все от Пикассо отдыхали, его увезли и музей опустел, расслабился и дышал-дышал-дышал после той суматохи, которая была:))) Сейчас там непусто, это точно.

        Нравится

      3. Да, хорошо, что пока не пострадал от переделок. Но еще недавно писали, что будет закрыт на реконструкцию, при этом планы были совершенно варварские: объединение в общий комплекс с соседним кварталом и т.д. Хорошо бы со сменой власти в Москве этот проект канул в лету

        Нравится

      4. Да, вроде забыли про него. Я, честно говоря, и против выставок, подобных Пикассо, которые устроивает музей. Из-за него вся работа музея приостанавливается, потому что попасть туда становится невозможно. Но сотрудникам это большое денежное подспорье.

        Нравится

      5. Согласна. Было бы хорошо, если бы было отдельное здание для выставок

        Нравится

  4. Спасибо Вам, уважаемая Мадикен, за такие интересные рассказы про Музей.Я к нему, даже стала после них, по другому относиться. А про выставочные залы — есть же безумный проект по объединению главного здания музея с прилегающими, в ходе исполнения которого, должны исчезнуть соседние прекрасные усадьбы и появиться единый музейный городок. А кстати, правда ли, что по Генплану 1935 г. здание Музея должно было быть передвинуто в глубь, метров кажется на 100-200 ?

    Нравится

    1. Пожалуйста. Вы можете еще в сообщество записаться http://community.livejournal.com/zaly_muzey/ Я там дублирую все рассказы про залы и экспонаты. 🙂 Насколько я знаю, этот безумный проект прикрыли. Хотя усадьбу Вяземского безумно жалко, она стоит сразу за Музеем по Малому Знаменскому переулку и у меня была надежда, что ее под это дело отремонтируют. Идея подземного хода и так далее меня пугала, а вот усадьбу надо спасать. Про генплан. Да, наверное, собирались. Вот иллюстрация. Судя по тому, где Дом Пашкова, а где Музей, его хотели двигать. Вобще жуть, конечно :))

      Нравится

      1. Про усадьбу знаю-мы там недавно бродили и любовались на палаты и усадьбы и сожалели об их катастрофическом состоянии. У музея,как рассказывала нам сотрудница — совсем нет денег. А про передвижку музея просто недавно нам в МУАРе рассказывали.Спасибо за картинку!

        Нравится

      2. Вы ходили в четверг в МУАР? Никак я не соберусь пойти, уже две лекции интересные пропустила, так жалко.

        Нравится

      3. Нет увы,я в четверг тоже никак не соберусь.У меня как раз пары…Очень обидно. Это была «блатная» экскурсия — бесплатно и без ограничения времени)))

        Нравится

      4. Аааа, наверное, по анфиладе, где как раз проекты 30-х годов. Я была 🙂 но не на экскурсии

        Нравится

  5. Ага)) На нее именно и ходили)), потом там по дворику прошлись, посмотрели как работают сотрудники музея (катастрофические условия существования). Прекрасная выставка, хорошо что все-таки мы смотрим ее как выставку,а не лицезреем на улице)

    Нравится

      1. Да)) Если рисунки оказывают такое подавляющее влияние на психику, то что же говорить, если бы это оказалось на улице.

        Нравится

      2. У меня после этой выставки конкретно настроение испортилось :)) Некоторые-таки оказались на улице, подмяв под себя пол Москвы.

        Нравится

      3. Согласна с последним утверждением. мы после этой выставки рассказывалий детям-старшеклассникам об этой архитектуре,о генплане,показывали им эти проекты и меня поразило то,что они единодушно заявили,что им это нравится и жаль,что не всё построено!

        Нравится

      4. Есть очень много людей среди моих знакомых, которые обожают Москву, чтят ее историю, и которым эта архитектура нравится. Для меня загадка, но так оно и есть. Хотя мне сталинские высотные дома тоже нравятся 🙂

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s