Памяти Великого Князя Сергея Александровича

Уточнение: Написано для сообщества Музей Изящных Искусств им.Александра III по переписке И.В.Цветаева и Ю.С.Нечаева-Мальцова и дневниковых записей И.В.Цветаева.

С Великим князем Сергеем Александровичем Цветаев познакомился в начале 1890-х через своего тестя А.Д.Мейна. Сергей Александрович — сын Александра II, брат Александра III и дядя Николая II был московским генерал-губернатором с 1891 по 1904 год. Он всегда интересовался историей, основатель Исторического музея А.С.Уваров называл его «великим князем от археологии». Сергей Александрович был председатель Исторического музея, организатор и председатель Православного Палестинского общества, член ИМАО. В ИМАО 9 марта 1894 года Иван Владимирович Цветаев делал доклад о принадлежавших Великому князю древнегреческим статуэтках. В это же время Цветаев смог увлечь Великого Князя созданием Музея Изящных Искусств. В июне 1894 года Цветаев пишет В.И.Модестову: «7 июня посетил юный университетский Музей Великий князь. Теперь мы возлагаем упование на особое содействие его в вопросе о постройке отдельного здания для Музея.»


Великий князь Сергей Александрович в кабинете изящных искусств Московского Университета.
Скан из книги «И.В.Цветаев создает Музей.»

Высокое покровительство позволило делу создания Музея стать не только университетским, но и московским, государственным делом. С 1898 года Сергей Александрович становится председателем Комитета по устройству Музея Изящных Искусств. Его участие в этом проекте дает возможность получить под постройку Музея место на Колымажном дворе, а так же денежную субсидию из государственной казны.

Во время строительства и обустройства Музея Сергей Александрович часто посещал Колымажный двор. Каждый его приезд описан Цветаевым в письмах, дневниковых записях, статьях, которые появлялись в московских газетах.
На средства Сергея Александровича и его брата Павла Александровича построен зал Парфенон, названный в честь супруги Павла Александровича Александры Георгиевны Греческой (1870-1891).
По решению Великого Князя Центральную лестницу сделали не расходящуюся в разные стороны, а прямую в три марша, потому что Князь «нашел (ее) более импозантною и напомнил, что именно эта форма ее понравилась Государю и что перерешать этот вопрос он не считает, в силу посленего обстоятельства, уместным.» По его же настоянию Центральный Белый зал стал греческим, а не русско-византийским, как хотели Цветаев с Васнецовым.
Для снятия слепков с редких экспонатов Итальянской и Греческой культуры Цветаев тоже частенько обращался за помощью к Великому Князю. Ходатайство особы Царской фамилии имело силу большую, чем обращение ректора Университета.

Тем тяжелее была утрата.

Только оправившись от пожара, захватившего крыло Музея по Колымажному переулку, освобождая от льда и копоти уцелевшие экспонаты, Цветаев, Клейн и Дмитриев проводили на стройке дни и ночи. Пожар случился в ночь на 20 декабря 1904 года.

А 5 февраля 1905 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «Сейчас — очень поздний час ночи; более полутора суток прошло, как находившиеся в конторе стройки Музея в момент, непосредственно следовавший за мученической кончиной Великого Князя, отправили Вам печальную телеграмму.» Цветаев потрясен, весть о покушении на Князя застала его и Клейна в Музее.

Клейн пришел со стройки, и мы занялись чаем и разговорами. Вдруг раздался какой-то неистовый звонок у телефона, Клейн побежал прежде всего выбранить таким образом звонившего. Слушу однако: «ах!» и какие-то стоны Клейна. Иду туда, вижу Романа Ивановича с остановившимися глазами и слышу произвносимое упавшим голосом: «Великий Князь убит в Кремле…» Телефонировал Рербергу, заведующему строительными работами в Арсенале, его десятник, в ближайшие же минуты по совершени убийства. Было затем время нашей растерянности и выслушивания приходивших с улицы разных слухов.
письмо Цветаева

Цветаев описывает панихиду в Чудовом монастыре: «такая масса официального люда всех ведомств и форм, что очень умнопоступили явившиеся без шляп: держать их, ни креститься в этой тесноте было нельзя. (…) После панихиды пришлось приносить последний поклон только маленькой кучке останков погибшего. Все закрыто — поверх пелен только кипарисовый, маленький, старого вида крестик, и маленький складень-образ, к ним и прикладывались. Из-под флера виднеются эполеты мундира, очевидно, лишь положенного в гроб. Это -все от атлетически высокой фигуры Великого Князя… Головы, говорят, нет в гробе.»

Один час провел Иван Владимирович у гроба Великого Князя на дежурстве. 11 февраля он пишет Нечаеву-Мальцову: «у гроба я чувствовал какую-то необычную дрожь, ночь после я не спал, все мне казалось холодно.»
Во время его дежурства пришел проститься с Князем Истомин, при жизни Сергея Александровича, до 1902 года он был управляющий канцелярией московского генерал-губернатора, гофмейстер Высочайшего Двора. Был он и членом-учредителем Комитета по устройству Музея.

«Измученный горем, он опустился на колени, поклонился до земли и в этом положении застыл так долго, что я подумал о его дурноте. Но он поднял голову, перекрестился и снова принял то же опасное положение. Сын-студент поднял его, подвел ко гробу — последовала за этим трогательная сцена последнего прощания…»

Панихида проходила 8 февраля в церкви Святителя Алексия Чудова монастыря. Позднее в подклети этой церкви был устроен придел, освященный ов имя преп.Сергия Радонежского, с усыпальницей Великого князя.

У Романюка в книге «Москва. Утраты.» автором усыпальницы назван Архитектор Высочайшего Двора В.Загорский. Его имя стоит и под проектом усыпальницы, приведенной в третьем томе переписки Цветаева и Нечаева-Мальцова.


План расположения усыпальницы Великого князя Сергея Александровича. Чертеж В.П.Загорского. 1908 год

В комментариях к письмам и в книге «И.В.Цветаев создает Музей» автором усыпальницы назван Р.И.Клейн. Автором внутренней отделки названы в разных историчниках либо В.М.Васнецов (как автор фресок), либо П.В.Жуковский, «внутренняя отделка производилась по замыслу и по рисункам» которого.

Под монастырским храмом святителя Алексия в 1906г. устроили церковь-усыпальницу великого князя Сергея Александровича, убитого террористами в Кремле, она была освящена во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь-усыпальницу украшал замечательной работы резной белокаменный иконостас, иконы для которого написал художник К.П.Степанов. Из такого же белого мрамора изваяли надгробие, стоявшее в центре подземного храма. Одновременно этот подземный храм был и небольшим музеем древностей, в котором находились ценные вещи из коллекции, собиравшейся великим князем: иконы XVI и XVIIв.в., нательный крест XIVв. в серебряном ковчеге, а также его личные вещи. В храме находились носилки, на которых переносились останки Сергея Александровича, и гренадёрская шинель, укрывавшая их.
Романюк. «Москва. Утраты.»

Все эти художники принимали участие и в создании Музея. К.П.Степанов был автором панно в зале Возрождения и фриза Центральной лестницы Музея.


интерьер усыпальницы великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре в Кремле. Фото около 1908 г.
Скан из переписки Цветаева и Нечаева-Мальцова.

После смерти Великого Князя Комитет по устройству Музея остался без председателя. Так он и существовал до 1913 года.

Автор: madiken

Москва-Старица и немного Валенсии

Памяти Великого Князя Сергея Александровича: 50 комментариев

  1. При всем, что это правда, довольно однобокий взгляд на вещи… А как же его жена — великая княгиня и позже великомученица Елизавета Федоровна и ее судьба в браке с ним? А как же взгляд довольно многих историков на него не как на созидателя и мученика, а как на тирана и растлителя молодых людей? И прочее… 😦

    Нравится

    1. Про Елизавету Федоровну отдельный рассказ, она вполне его достойна. Этот пост — не мой однобокий взгляд на вещи, а роль ВК СА в создании Музея, выуженная из переписки Цветаева и его дневников. Цветаев к СА относился с благодарностью и однобоко — тут я согласна. Моя ошибка только в том, что я заранее не предупредила, исправлю. А про растлителя молодых людей — это тоже бабушка надвое сказала.

      Нравится

    2. А где Вы в воспоминаниях его современников читали об этом? Вам не кажется, что это навязанная такая фобия к человеку, которого современники считали вполне достойным человеком.

      Нравится

      1. Одна из многих ссылок — И.С.Кон «Любрвь небесного цвета», где есть такая ссылка на современника:»…Открыто гомосексуальный образ жизни вели и некоторые члены императорской фамилии. В частности, убитый Каляевым в 1905 г. дядя Николая П, Великий князь Сергей Александрович открыто покровительствовал красивым адъютантам и даже основал в столице закрытый клуб такого рода. Когда его назначили Московским генерал-губернатором, в городе острили, что до сих пор Москва стояла на семи холмах, а теперь должна стоять на одном бугре (русское «бугор» созвучно французскому bougre — содомит). Зафиксировавший этот анекдот в своих мемуарах министр иностранных дел граф Владимир Ламздорф сам принадлежал к той же компании, царь иногда в шутку называл его «мадам». Если вы увлекаетесь историей России, то вы должны знать и об этом. Я не оцениваю его пристрастия никак, но то, что это было общеизвестным фактом,не вызывает сомнения. Другое дело, что признанию его друзей, он и женился для того, чтобы переломить свою натуру. Не переломил. Переломил жизнь другого человека.

        Нравится

      2. Знаете после того как я стала читать воспоминания в первоисточниках, а не в их переложении нашими современниками в исторических романах, я не читаю книги написанные всякими историками. Историю лучше читать по первоисточникам. У Владимира Ламсдорфа я этого анекдота не встретила.

        Нравится

      3. А почему вы так презираете «всяких истриков»? Причем огульно, всех разом. Первоисточники — это замечательно, но не думаю, что тот же Кон приписывал Ламсдорфу то, что тот не говорил. А впрочем погуглите сами и убедитесь…

        Нравится

      4. Я их не презираю. Я люблю Соловьева, Ключевского, Ишимову… Я просто считаю, что историю надо изучать по первоисточникам. Я не знаю ни одной современной книги, написанной современными историками, даже очень уважаемыми, в которых бы не было ошибок.

        Нравится

      5. А как этих мудаков можно не презирать? Не читайте их, не надо.

        Нравится

  2. Зин, спасибо. Пронзительно очень получилось. Особенно про прощание!!! Ужасно когда убивают, когда вот так бесчинствуют… считают возможным лишать человека жизни если он кому-то не нравится. ужасно…

    Нравится

    1. Спасибо. Рада, что тебе понравилось, я ждала, что ты скажешь. Все равно, это утрата и горе. Убийство всегда страшно. Там еще был кусочек про венки, которые к гробу приносили, очень пронзительный. Я не стала включать, Цветаев очень впечатлительный, я тебе потом лучше так расскажу, отдельно.

      Нравится

      1. Да, барышни, нашли о ком горевать! А Музей бы и без него состоялся. Там был творческий гений Цветаева, а трудно было, потому что никто из тогдашних старообрядческих деятелей не дал денег на Музей, хотя широко жертвовали на Университет, именно потому, что Комитет возглавлял ВК СА, который ненавидел старообрядцев, не выбирая выражений и предлагая самые радикальные меры, да вот общество его уже не поддержало, а супруга ездила извиняться на Рогожское кладбище. Все по первоисточникам, напр., из ЦИАМа. А Ишимову историком назвать трудно. Спасибо за Ваши трогательные труды, за интересные разыскания, только уж очень в стиле уездных барышень, простите…

        Нравится

      2. Построили, не построили — это уже второй разговор. Он помогал — это факт, Цветаев был ему благодарен. Если уж я пишу про Музей, то пишу все, что нахожу. Его убили — это тоже факт. Я не монархистка, я против икон с изображением царской семьи. просто стараюсь быть объективной. Из дневников и писем Цветаева, а также из недавноизданных документов В.А.Морозовой становится ясно, что старообрядцы не давали денег, потому что Музей был назван именем Александра III. Вот он точно старообрядцев не любил и Цветаев об этом пишет. Это сразу отсекло очень много фамилий, в частности Солдатенкова, который в Университетский музей слепки покупал. Хотя да, был не в ладах с ВК «из за Училища живописи, ваяния и зодчева». В.А.Морозова не дала денег, потому что ей сама идея Музея не нравилась. Она строила больницы, школы, библиотеку, а Музей считала баловством. А вот ее сын Михаил денег дал. За уездных барышень спасибо, я думала, у меня не получается.

        Нравится

      3. Спасибо, Михаил Морозов старообрядцем не был. В.А.Морозова считает, что из-за имени Александра III, верно, а сам Цветаев указывает и на ВК, но он также не знал старообрядцев, называя их мужиками, не понимающими что такое Музей, а проблема была совсем в другом. А отношение ВК к старообрядцам было крайне скверным, частично его письмо в Синод 1900 г. опубликовано в журнале «Старообрядец» за 1905 г., №1. Но я надеюсь опубликовать его полный текст, прекрасно характеризующий его, как личность.А за Ваши труды — ещё раз низкий поклон, а также Касе, не знаю, это Ваша кошка или Вашей подруги, но это неважно, чья. Главное, кошка, и очень симпатичная и похожая на мою кошку Хлою.

        Нравится

      4. Деньги всегда трудно собрать, и уж как Цветаев изворачивался, это целая наука была. А Морозова и Станиславскому с Немировичем-Данченко ничего не дала, потому что тоже баловство. Было бы интересно почитать письмо, о котором Вы говорите, обязательно опубликуйте. Кася — ирина кошка, она очень пушистая и забавная. Спасибо за Ваш интерес 🙂

        Нравится

      5. Ир, я чего-то не поняла, зачем Елизавета Федоровна на кладбище ездила. Она перед мертвыми извинялась?

        Нравится

      6. Вот я у тебя и спрашиваю, я такого факта не помню, но я могу и не знать.

        Нравится

      7. А нашла куда.. Зина я нигде не читала, чтобы Елизавета Федоровна ездила на Рогожское кладбище. Это лучше Сергия спросить. И АМ про это ничего не говорил.

        Нравится

      8. Вот и впервые слышу, а ведь мы с тобой читательницы сообщества ей посвященного. Может быть, спросить у создательницы этого сообщества. Ты с ней общаешься?

        Нравится

      9. Итак, ответ. 🙂 «Время действительно было критическим: шла неудачная война России с Японией и закончилась она для великой страны конфузно; в ней самой повсюду было неспокойно: революционеры убивали разных чинов жандармерии и полиции, включительно до губернаторов и министров, убили и самого великого князя Сергия Александровича, с такой легкостью выславшего из Москвы старообрядческого архиепископа Иоанна. Очень не лишне отметить здесь, что после сего, спустя десять лет, супруга Сергия Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна, посетила Рогожское Кладбище и получила благословение от этого же архиепископа Иоанна. Ни сам великий князь, ни синодский обер-прокурор Победоносцев, так коварно замышлявшие уничтожить старообрядческую иерархию, не могли в то время даже подумать, что может быть таков конец их замыслам и заговорам.» Это отрывок из книги Ф.Е.Мельникова «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви».

        Нравится

      10. Спасибо:) Значит, все-таки ездила. Но, как я поняла, не прощение просить, а за благословением. Это ведь не одно и то же.

        Нравится

      11. Вот тут я позволю себе усомниться. Так как белокриницкое священство никто за таковое, кроме них самих, не признает, то, скорее, она извиниться могла. А благословляться? В 1915 году? Очень сомнительно. Я не побоюсь дать 100%-ную уверенность, что этого не было. Да и не могло быть.

        Нравится

      12. Точно надо ее переписку читать. У меня есть книга по ее переписке. Вот закончатся торжества и буду смотреть:)))

        Нравится

      13. А торжества еще продолжаются? Пышно же Вы, Ваше Сиятельство, празднуете. :-)))

        Нравится

      14. Да:) Вчера вот с удовольствием встречалась с нашими в ресторане:)))

        Нравится

      15. Она имела ввиду наверно, не само Рогожское кладбище, а в старообрядческий патриархат тогда уже, который там был. И при жизни СА это было вообще не возможно, а после… она православной настоятельницей была, тоже вряд ли…

        Нравится

      16. Ирочка, давайте подробнее, а то я собрался было у белокриницких вопрошать, а о чем конкретно, не понял. Итак, Елизавета Федоровна ездила в какой-то момент жизни на Рогожское кладбище? С чего у Вас с Зиной об этом разговор зашел? Постороннему непонятно. По поводу «старообрядческого патриархата». У белокриницких были митрополиты, носившие титул Белокриницких, жившие на территории тогдашней Австро-Венгрии (отсюда: «австрийцы»). В Москве у них были архиепископы, вплоть до 1988 года. У беглопоповцев до революции были только беглые попы, собственная трехчинная иерархия — с 1923 г. И так же архиепископы до 2000 г.

        Нравится

      17. Сережа возникло из-за следующего комента eliseevna_50, написанного выше «Да, барышни, нашли о ком горевать! А Музей бы и без него состоялся. Там был творческий гений Цветаева, а трудно было, потому что никто из тогдашних старообрядческих деятелей не дал денег на Музей, хотя широко жертвовали на Университет, именно потому, что Комитет возглавлял ВК СА, который ненавидел старообрядцев, не выбирая выражений и предлагая самые радикальные меры, да вот общество его уже не поддержало, а супруга ездила извиняться на Рогожское кладбище.» Не слышала я о таком факте. А в истории старообрядчества только Вы у нас эксперт:)))

        Нравится

      18. Ну, не эксперт, а так себе. :-))) Я уже Зине ответил, что не прочел только этот комментарий. Спешу исправиться.

        Нравится

      19. Ну наконец-то всё прояснилось… А то брать за первооснову исторический опус сексолога я как-то не могу:))) Мы вчера сильно смеялись по этому поводу:)))

        Нравится

      20. По поводу «старообрядческого патриархата» — я конечно не правильно выразилась, но имела ввиду то, что Елизавета если уж ездила то не на кладбище, а в «старообрядческий Рогожский центр» — я не соображу как он правильно назывался.

        Нравится

      21. Да это — одно и то же. Когда говорят Рогожка или Рогожское или Рогожское кладбище, то подразумевается одно. Не стоит разделять, если только не имеется что-то конкретное. Правильно это называлось Московская архиепископия, потом — митрополия.

        Нравится

      22. Мы обсуждаем комментарий, который был к этому посту. Придется Вам целиком все читать :))

        Нравится

      23. Будете смеяться. Всё прочел. Кроме… того комментария. :-))))

        Нравится

      24. А в РИАМе об этом ничего не говорится. Вот бы Вы ссылочку дали бы на источник.

        Нравится

    1. У меня есть, я про дом Фамусова оттуда писала. В книге по районам описаны дома и церкви, которых мы лишились. В этой книге я в первый раз наткнулась на изображение дома Кологривова на Тверском бульваре — вот я тогда счастлива была.

      Нравится

      1. Никто не отвечает. Придется мне. :-))) Москва, Издательство ПТО «Центр», 1992 г. Тираж — 50 000 экз.

        Нравится

    1. Пожалуйста. Рада, что заинтересовала Вас. Я уже третий том переписки Цветаева и Нечаева-Мальцова читаю. Прямо летопись постройки Музея, и летопись того времени. Теперь мне даже понятнее, почему Марина Цветаева так тяжело пережила революцию. В такой семье, с таким отцом сложно принимать перевороты подобные тому.

      Нравится

    1. Спасибо. В письмах много всего интересного про те годы, и про Великих князей. Это же живая история.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s